В чем заключается сложность

В чём заключается сложность и противоречивость душевного состояния

В чем заключается сложность

лирического героя стихотворения А.С. Пушкина? («На холмах Грузии лежит ночная мгла…»)

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» написано в жанре элегии. Композиционно в стихотворении мы можем выделить две части. Первая часть – это южный ночной пейзаж. Вторая часть – описание чувств лирического героя.

На холмах Грузии лежит ночная мгла, Шумит Арагва предо мною…

Пейзаж содержит скрытое противопоставление двух начал. Первый стих рисует холмы – возвышенности, поднятые к небу. Второй – лежащую у ног поэта глубокую реку.

Большое значение в этой картине приобретает мотив тьмы («ночная мгла»). Ночная мгла здесь свидетельница мыслей и переживаний лирического героя.

Пушкин использует антитезу: если кругом стоит ночь, тьма, то чувства героя светлы и возвышенны:

Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою…

Поэт прибегает к неявным оксюморонам, подчёркивая противоречивость чувств героя. (Оксюморон – соединение несоединимого в общей характеристике одного объекта.) Здесь соединены грусть (негатив) и легкость (позитив), печаль (негатив) и свет (позитив).

Следующие строки раскрывают душевное состояние лирического героя. И здесь уже интонации элегии меняются. Тихая нежность, умиротворение уступают место эмоциональности, энергии, страстности в выражении чувств:

Так возникает противопоставление света и тьмы, даже смешение их. Ночная тьма озаряется внутренним светом («сердце вновь горит»).

Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой, Унынья моего ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит оттого, Что не любить оно не может.

Эмоциональное напряжение, таким образом, достигает своей кульминации в финале: герой обозначает собственное душевное состояние – «любит».

В элегии возникает метафорический образ любви-света, проливающегося на «мглу жизни».

С какой целью поэт использует в своём стихотворении лексические повторы?

Синтаксический параллелизм во втором предложении («печаль моя светла; печаль моя полна тобою») усиливается еще и лексическим повтором: Это заостряет внимание на внутреннем состоянии поэта: его печаль – это определяющее состояние чувство в тот момент, но это печаль легкая и светлая, так как она связана с прекрасными воспоминаниями о возлюбленной.

Лексический повтор «тобою», «тобой», «одной тобой» является эмоциональным и смысловым центром стихотворения, недаром этот повтор соединяет первое и второе четверостишия.

В конце чувство автора обретает конкретность, также выраженную лексическим повтором «любит» – «любить».

Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» с приведённым ниже стихотворением М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». В чём различие душевных переживаний лирических героев двух стихотворений?

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» лирический герой одинок перед целым миром, перед вселенной.

Выхожу один я на дорогу;Сквозь туман кремнистый путь блестит;Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,И звезда с звездою говорит.

Жанр произведения – лирический монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них: «Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?» Герой взволнован величием ночи, очарован торжественной тишиной и покоем, разлитым в природе. Это настроение передается и нам, читателям.

Мы видим и «кремнистый путь», и «сиянье голубое», и яркие звезды, ощущаем торжественную тишину ночи. Это гимн красоте, гармонии свободной и могучей природы, не знающей противоречий. И наоборот внутреннее состояние человека противоречиво. Мы чувствуем борьбу противоречивых мыслей и влечений.

Начиная с третьей строфы, герой обращается к своим мыслям и тревожным раздумьям: «Не жду, не жаль – я ищу, я б хотел». Смятение его души очень образно передают восклицательные предложения, умолчания «Но не тем холодным сном могилы…». Все устремлено в будущее, в мечту.

Частые повторения местоимения «я», союза «чтоб» и частицы «б» придают повествованию условный характер, характер несбыточной мечты. В стихотворении отчетливы видны мотивы одинокого странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаяния.

Душевные переживания лирических героев стихотворений А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова различны.

Если состояние пушкинского героя движется от умиротворения к эмоциональному напряжению («сердце горит и любит»), душа его полна чувствами к любимой («тобой, одной тобой»), то переживания лермонтовского героя развивается от отчаяния до умиротворенности, его сердце не горит: «Я ищу свободы и покоя! /Я б хотел забыться и заснуть!».

Часть 2

Мир природы в лирике А.С. Пушкина. (На примере не менее двух стихотворений каждого из поэтов по Вашему выбору.)

Мир природы занимает важное место в лирике А.С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил родную природу, но и открыл её красоту читателям.

Поэзия для Пушкина – это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа.

В стихотворении «К морю» (1824) Пушкин рисует «торжественную красу» моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!

Свободной стихии моря противостоит «скучный, неподвижный брег». Стихия моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. Прощаясь со «свободной стихией», поэт дает клятву в верности ей:

Прощай же, море! Не забуду Твоей торжественной красы И долго, долго слышать буду Твой гул в вечерние часы…

В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит, Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. Стихотворение «Осень» (1833) наполнено красками звуками. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени – осени, наполнена любовью и восхищением:

Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса…

Поэту осень мила «красою тихою, блистающей смиренно», «из годовых времен он рад лишь ей одной». Осенью поэт испытывает подъем душевных, физических и поэтических сил:

И забываю мир – и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне… И мысли в голове волнуются в отваге, И рифмы легкие навстречу им бегут, И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.

«Гаснет краткий день», но «пробуждается поэзия». Она «пробуждается» только тогда, когда сам поэт «жизни полон».

Во время своего последнего приезда в Михайловское А.С. Пушкин написал стихотворение «Вновь я посетил…» (1835).

Созерцание знакомых, родных мест русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления.

Он рисует реальный пейзаж Михайловского, но не ради деталей, а для подготовки читателя к восприятию своих дум. Природа вдохновила поэта на написание этого стихотворения, навеяла Пушкину мысли о вечности бытия.

Поэт обращается к потомкам с надеждой, с верой в их лучшее предназначение. Он завещает им те благородные стремления, высокие идеалы, служению которым была посвящена жизнь лучших умов его поколения. И финал стихотворения открывается строфой, в которой звучит радость:

Здравствуй, племя Младое, незнакомое!..

Обращение поэта к свежей сосновой поросли передает эстафету воспоминаний – эту «связь времен» – грядущим поколениям.

Стихотворение «Вновь я посетил…» пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений, природы и человека.

Вариант № 1309

Часть 1

Вариант 2



Источник: https://infopedia.su/6x8f66.html

Теория сложности на простых примерах

В чем заключается сложность

Задайтесь вопросом «ГДЕ?». Где находится центр управления движением галактик или поведением циклона? Где та сила, что объединяет атомы в сложные соединения, те в свою очередь — в цепочки белков, и порождает такие устойчивые и сложные явления как биологическая жизнь, разум, социум.

Под зонтиком теории сложности объединены разнообразные модели, которые описывают, как без центрального контроля из взаимодействия простых начальных элементов, подчиняющихся простым правилам, образуются явления более высокого порядка, обладающие сложно предсказуемым поведением и непредвиденными, но устойчивыми, свойствами.

Статья не предлагает готовых ответов о смысле жизни, сквозит грубыми нестрогими аналогиями, но при этом имеет дерзкую цель расширить кругозор читателя, опираясь на его воображение и некоторые математические факты.

Предсказуемая непредсказуемость

Для начала давайте уясним, как сложное непредсказуемое поведение может возникать на основе простого детерминированного правила. Знакомьтесь, «Logistic Map»:

xn+1 = Rxn(1 — xn)

Спешу упредить возможную мысль «Ну вот скукота! Сейчас будут формулы…». Попытайтесь вникнуть, будет очень интересно.

Logistic Map – описывает итеративный процесс, в котором следующее значение функции аналитически детерминировано ее значением на предыдущем шаге. Построим графики этой функции для различных значений коэффициента “R”, приняв начальное значение X0 = 0.1

1) R = 2. График вырождается в линию: 2) R = 3.1. Приходит к состоянию осцилляции между 2 значениями: 3) R = 3.47. Частота осцилляций 4: 4) R = 3.55. Частота осцилляций 8: 5) А теперь R = 3.999:

В этом графике нет регулярностей. При R = 3.999 мы наблюдаем хаос. Под хаосом понимают крайнюю чувствительность конечного результата по отношению к начальным данным. Давайте изменим начальное значение X0 = 0.1000000001 (единица в 10 знаке) и построим график красным цветом поверх предыдущего результата.

Эта картинка может служить иллюстрацией т.н. «эффекта бабочки». В результате незначительного изменения начального значения в 10 знаке после запятой уже на 30 итерации мы получаем совершенно другой график. Это свойство настолько примечательно, что его используют в генераторах псевдослучайных чисел. Мы получим абсолютно разные графики, построив их для некоторого иррационального числа, вычисленного с разной (крайне незначительной) точностью. Не верьте мне на слово, берите (1 / sqrt(2)) и дерзайте! Таким образом, мы узнали, что сложное хаотическое поведение, кажущееся случайным, может возникать в системах на основе простых детерминированных правил. Причем это поведение невозможно предсказать в долгосрочной перспективе из-за сильной чувствительности поведения к начальным условиям (или неточности физических измерений).

Игра «Жизнь»

Посмотрим на еще один интересный пример – клеточные автоматы, и в частности, — игру Джона Конвэя «Жизнь». Правила игры задают только поведение отдельной клетки среди ближайших соседей.

Однако имеем, что в игровой клеточной среде без какого-либо изначального предписания возникают устойчивые явления более высокого порядка. Жизнь отдельных клеток, которые строго привязаны к своим позициям, порождает устойчивые возмущения в среде, называемые паттернами.

Возмущения могут быть статичными, находится в состоянии осцилляции либо проявлять более сложное поведение. Например, двигаться и сталкиваться, коллапсируя или порождая новые образования с причудливыми свойствами.

Несколько картинок из википедии для поддержания интереса:

Такие свойства или явления, которые не были явно заданы изначально, но возникающие в результате процессов взаимодействия исходных составляющих, называются эмерджентными (дословно, возникающими).

Эти свойства создаются и поддерживаются процессами внутри среды. Как только процессы исчезают – свойства также исчезают, как исчезает жизнь если разобрать организм на составляющие, а потом механически попытаться собрать воедино. Эмерджентные свойства – неотъемлемая особенность сложных систем.

Клеточные автоматы Стивена Вольфрама и «правило 110»

Нырнём глубже и обратимся к работе Стивена Вольфрама, опубликованной в книге «New Kind of Science». Вольфрам провел эксперименты с самым простым вариантом игры жизнь, в котором среда представляет собой длинную замкнутую ленту шириной в одну клетку.

Им двигала идея, что если нельзя понять, что происходит в этом самом простом клеточном автомате, то о более сложных системах и нечего думать. Правила просты. Клетка может быть живой либо мертвой в зависимости от своего прежнего состояния и состояния двух её соседей.

Итого, последующее состояние клетки определяется тремя параметрами. А теперь потерпите — поупражняемся в комбинаторике… Из возможных состояний 3 ячеек можно составить лишь 8 возможных комбинаций.

Каждая комбинация может переводить клетку в одно из 2 возможных состояний (вкл. и выкл.

) Итого получается небольшое конечное число возможных правил: 256 (28).

На каждом правиле Вольфрам провел серию экспериментов с различными начальными данными и в результате выделил 4 класса правил: 1) Почти все начальные конфигурации устанавливаются в один и тот же финальный паттерн 2) Почти все начальные конфигурации устанавливаются в один и тот же финальный паттерн или циркулируют между несколькими финальными паттернами 3) Большинство начальных конфигураций создают выглядящее случайным поведение, а также порождают треугольники или другие регулярные структуры 4) Последний класс объединяет порядок и случайность, порождая локализованные структуры, которые будучи простыми сами по себе, двигаются и взаимодействуют друг с другом очень сложным образом. Картинка для поддержания внимания:

Класс 4 является самым интересным. Примером правила 4 класса может служить «правило 110», иллюстрированное выше.

Есть кое-что неожиданное в нём. Ученик Вольфрама Мэтью Кук доказал, что… (барабанная дробь…) это правило является Тьюринг-полным. Иными словами – это простейшая известная на данный момент вычислительная модель. Вольфрам высказал предположение, что некоторое подобное простое правило может лежать в основе всех законов природы. По его словам, мир представляет собой сложную систему, порожденную этим простым правилом на неком вселенском клеточном автомате от большого взрыва и до мгновения, когда вы читаете эти строки. Это утверждение упирается в священные споры о том, является ли вселенная вычислимой или вычисление – это лишь ментальная модель, позволяющая нам описывать с некоторой точностью след от «чего-то происходящего как-то».

Заключение

В статье описаны лишь несколько базовых моделей теории сложности. Эти формализмы позволяют объяснить, как из поведения простейших базовых элементов способны возникать сложные явления на уровне целой системы. Я не коснулся моделей эволюции, адаптации, социальной самоорганизации, основанной на теории игр и теории сетей.

Если статья найдет отклик – возможно, я напишу еще одну, где постараюсь осветить и эти аспекты.

Некоторые компании берут на вооружение самоорганизацию, как способ существования социальной организации.

То есть, отказываясь от центрального контроля, они дают полную свободу индивиду выбирать, чем заниматься: примкнуть к готовой проектной группе или, начав свой проект, заниматься поиском и вдохновлением единомышленников. Можно найти аналогию с иммунной системой, атакующей вирусы – интересные задачи находят своих исполнителей.

Пока вектор деятельности специалиста совпадает с вектором компании – всё идет впрок, иначе социальная система отторгнет инородное тело 🙂

Также некоторые модели теории сложности лежат в основе гибких методологий разработки, где в отличие от ватерфола, система не специфицируется полностью заранее, а гибко адаптируется к внешним требованиям.

Рекомендуемые источники

Complexity. A guided tour
New Kind of Science
Complexity Theory for Software Developers
: Стэнфордские лекции.

Emergence and Complexity
: Презентация NKS от Стивена Вольфрама
: вселенная как клеточный автомат
Корпоративная культура в компании Valve

  • клеточные автоматы
  • complexity science
  • теория сложности
  • философия

Хабы:

  • 24 августа 2016 в 17:03
  • 24 августа 2016 в 15:06
  • 30 января 2016 в 18:28

Источник: https://habr.com/ru/post/152153/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть