Предупреждение вымогательства

Глава 3. Меры общего и специального предупреждения вымогательства

Предупреждение вымогательства

Говоря об общем предупреждении вымогательства, следует понимать, что без завершения начатых в стране преобразований, стабилизации экономики крайне трудно будет добиться стабилизации этого вида преступлений, как и преступности в целом.

В сфере политической – это становление и развитие новой Российской государственности, упрочение демократии и начал федерализма; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально-негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.

В сфере социальной (в узком смысле этого слова) большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований: устранение резкого социального общества; поддержку малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение последствий безработицы; вынужденной миграции людей и т.п.

В сфере правовой – это совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, могут играть криминогенную роль [5. С.106].

В качестве одной из мер предупреждения вымогательства следует рассматривать развитие системы личной безопасности граждан.

Данная система должна найти свое выражение в профилактике вымогательства с помощью средств массовой информации, организации ” Школ безопасности”, которую могут инициировать администрации областей, городов, ассоциации предпринимателей, осознающих значимость проблемы с вымогательством.

Уменьшить число преступлений поможет осуществление мер общей профилактики, которая преследует цель с одной стороны, сдерживать людей от совершения преступлений, с другой – предупреждает собственников от возможности стать потерпевшими.

Профилактическое воздействие – особая форма социального регулирования. Можно, следовательно, регулировать и те процессы общей профилактики, которые касаются конкретных преступлений, в том числе против собственности.

Острие профилактики должно быть направлено именно на эти конкретные деяния. Объект общей профилактики всегда конкретизируется. Должно быть ясно, что речь идет о преступлениях, совершаемых против чужого имущества.

Общая профилактика обращена к широким массам. Социальным адресатом мер общей профилактики может быть все население страны. Смысл общей профилактики в том и заключается, что она в равной мере (одинаково) направлена на всех членов общества.

Но задачи, связанные с тематикой, могут быть разными. можно осуществлять профилактику преступлений против собственности. Эта профилактика как бы предполагает наличие среди населения таких людей, которых надо удерживать от совершения преступления.

Такая профилактика воздействует на население всегда избирательно. Она учитывает различные категории лиц и исходит из того, что одни склонны, например, к совершению краж, другие – к вымогательству, а третьи – к мошенничеству.

Поэтому подразумевается, что всегда есть конкретный объект, который нельзя оставлять без внимания.

Общая профилактика проводится для всех, но с учетом определенных категорий лиц. Это положение следует понимать так: совершенно ясно, что преступления против собственности будут совершаться завтра и во все последующие дни, месяцы, годы, но неизвестно, кто именно их будет совершать.

Однако проводить профилактику надо так, чтобы она доходила до тех людей, которые в ней нуждаются. Задача, безусловно, трудная. Успешному ее решению помогает то, что общая профилактика вносит “элементы порядка” в реальную действительность.

Она как бы восклицает: люди не совершайте преступления, за это вы будите наказаны.

Общая профилактика у одних повышает риск задержания и наказания, а у других – снижает риск стать жертвой преступления.

Переход от общего предупреждения к индивидуальному есть движение в сторону конкретного, поскольку проблемы становятся связанными с личностью.

Для личностного уровня характерны особые качества, обусловленные спецификой работы с каждым конкретным человеком. На этом уровне конкретизируются все практические заключения и выводы, касающиеся личности и ее поведения.

Именно на этом уровне рассматриваются проблемы выявления лиц, чье поведение является антиобщественным, персональный учет их, выявление замысла на совершение преступления, предотвращение и пресечение конкретного преступного поведения.

Проникают в эту сферу и оперативно-розыскные мероприятия, ведь и они ориентированы на конкретных лиц, на предотвращение их преступного замысла, на пресечение с их стороны преступлений.

Не случайно представители теории оперативно-розыскной деятельности всегда ориентированы на индивидуальную работу; их специфика работы с лицами, совершающими преступления, – персонализация.

Кроме того, существует особая наиболее практически значимая оперативно-розыскная профилактика, имеющая в своем “арсенале” специальные меры. Она рассматривается как самостоятельно, так и в рамках индивидуальной профилактики преступного поведения [5. С.108].

Индивидуальная профилактика преступлений против собственности рассчитана, прежде всего, на конкретную работу с каждым отдельным человеком. Она используется тогда, когда у того или иного лица появляется замысел на совершение преступления, а поведение этого лица, в том числе и вербальное, подтверждает наличие такого замысла.

Меры индивидуальной профилактики обеспечивают воздействие, с одной стороны, на саму личность, у которой обнаружен замысел на совершение преступления, с другой стороны, на окружение этой личности (если имеются сообщники или лица, содействующие преступлению, заинтересованные в нем).

Ориентирована такая профилактика и на тех, кто в силу виктимного поведения может стать жертвой преступления.

Когда речь идет о преступлениях против собственности, надо иметь в виду, что важнейшей проблемой индивидуальной профилактики преступлений является установление круга лиц, в отношении которых она действительно необходима.

В своей сущности индивидуальная профилактика преступлений есть совокупность мер убеждения (воспитания) и принуждения (наказания).

Цель рассматриваемой профилактики – пресечь, предотвратить, не допустить преступление, выявить замысел совершить деяние и провести работу так, чтобы личность отказалась от него, от намерения встать на преступный путь, а задача выявления лиц, склонных к преступлениям, – установление источников, отрицательно влияющих на этих лиц.

Цели и задачи сливаются, когда осуществляется контроль за личностью, административный надзор и решение проблем оперативного обслуживания. Здесь, когда вопросы касаются конкретных преступлений, в том числе деяний против собственности, существует связь со специальной профилактикой.

Она представляет собой специализированную деятельность, направленную на недопущение преступлений со стороны конкретных лиц, ведущих антиобщественный образ жизни.

Эта деятельность осуществляется государственными органами, которые специально предназначены для охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Специальная индивидуальная профилактика направлена в основном на предупреждение конкретных видов, категорий и групп преступлений.

Мероприятия, направленные на предупреждение преступлений против собственности, отличаются от других своим специальным предназначением – использование криминалистических средств и методов, оперативной техники; с их помощью недопущение преступлений составляет все их содержание.

Однако задачи в каждом конкретном случае конкретизируются: недопущение единоличных преступлений, групповых, рецидивных и т.д.

Можно сказать, что специальная индивидуальная профилактика представляет собой конкретизацию объектов, на которые предстоит воздействовать, и использует в этих целях именно специальные средства и методы, т.е. деятельность особо специального назначения.

Что касается преступлений против собственности, то специальная профилактика требует прежде всего их классификацию в целях конкретизации. Специальной такая профилактика называется еще и потому, что требует от тех, кто ее осуществляет, специальных, профессиональных знаний.

Невозможно, например применить специальные средства и методы относительно такого объекта, как преступления против собственности, не зная характеристику этих посягательств, возможности их классификации, плохо владея указанными средствами и методами и т.д. Специальными средствами и методами всегда надо пользоваться профессионально.

Индивидуальная профилактика должна начинаться прежде, чем будет принято решение личностью совершить преступление, и связываться, скорее, с проявлением целей и мотивов преступного поведения, чем с самим решением.

Вместе с тем “в целом ряде случаев принятие решения осуществляется не сразу, а потому существуют объективные возможности оказать на него воздействие, перестроить решение, изменить направленность поведения личности”.

Именно этому и способствует предотвращение, а пресечение деяния используется, как правило, тогда, когда речь идет о полном прекращении чего-то уже происходящего, начатого.

Преступления против собственности имеют по преимуществу импульсивный, эмоциональный характер, их признаками являются ситуативность, внезапность. Но даже в таких случаях посягательство, преследующее цель завладеть чужим имуществом, далеко не всегда представляет собой мгновенный акт.

Поскольку такое посягательство – всегда процесс развивающийся во времени, то основной путь борьбы с ним – это индивидуальная работа, специальная профилактика, оперативное обслуживание, а конкретная задача – своевременно вмешавшись в этот процесс, не допустить его развития, приостановить.

Когда это удается сделать на нужной стадии, тогда мы не допускаем преступление, защищаем потенциальную жертву от преступного посягательства [18. С.7].

Необходимо указать на единство индивидуальной профилактики преступлений, не зависимо от того, в каких формах она осуществляется. Будь то специальная профилактика или оперативно-розыскная, их острие всегда направлено на конкретную личность и ее поведение.

С учетом этого единства, когда осуществляется профилактика преступлений, практика выработала определенные меры воздействия. Наиболее практическое значение имеет ранние выявление лиц, склонных к преступлениям против собственности.

В отношении этих лиц, как показывает практика, профилактика наиболее реальна, ибо у них еще не выработан стойкий стереотипы преступного поведения. Здесь профилактика выступает как мера предостережения.

Для достижения этих целей и выполнения вытекающих из них задач необходима налаженная система информации, в которой нуждается практика, а потому она должна быть практически значимой, т.е. отвечать запросам контроля за преступностью. Нужна именно криминологическая информация, причем научно обоснованная, слагаемая на основе обобщения практического опыта.

Практика показывает, что во всех случаях осуществления индивидуальной профилактики, особенно когда дело касается преступлений против собственности, неизбежно возникает необходимость в материалах, добываемых оперативно-розыскной деятельностью и с применением специальных средств.


Заключение

Установленные в ходе исследования причины и условия вымогательств определили меры общего и специального их предупреждения.

Автор пришел к выводу, что без завершения преобразований, начатых в стране и стабилизации экономики, будет проблематично добиться стабилизации в борьбе с вымогательством.

Тем не менее, данные, полученные в ходе исследования, позволяют уже сейчас разработать и осуществить ряд мер, способствующих профилактике вымогательства. К этим мерам автор относит совершенствование системы личной безопасности граждан, которое должно найти свое отражение в следующем:

1) организовать при органах внутренних дел “школы безопасности”;

2) воспользоваться помощью средств массовой информации, ориентирующих граждан на определенный стереотип поведения при совершении вымогательства;

3) определить альтернативу уголовно-правового воздействия.

Необходимо совершенствовать нормы банковского, гражданского, гражданско-процессуального, налогового, страхового законодательства, которые регулируют порядок кредитования и инвестирования, исполнения обязательств по заключенным договорам. Требуется создать эффективный, быстродействующий механизм взыскания долгов и штрафов с несостоятельных или недобросовестных должников;

4) решение вопроса о разделении ответственности между банковскими учреждениями и – страховыми компаниями;

5) самое важное – совершенствовать уголовное законодательство.

Второй блок проблем борьбы с вымогательством непосредственно связан с правоприменительной деятельностью.

Основной проблемой пока остается раскрытие и расследование вымогательств.

Отдельные аспекты исследуемой нами проблемы были только обозначены и требуют дальнейшего углубленного исследования.

Это касается, в частности, разработки оперативно-розыскных мер борьбы с вымогательством, в данном случае – предотвращение и пресечение вымогательств, их раскрытие. А главное при всем этом – обеспечение неотвратимости наказания.

Главным же направлением в борьбе с преступностью и вымогательством, в частности, является комплексный подход применительно к новым социально-экономическим и политическим условиям.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15360t11.html

Меры общего и специального предупреждения вымогательства

Предупреждение вымогательства

Говоря об общем предупреждении вымогательства, следует понимать, что без завершения начатых в стране преобразований, стабилизации экономики крайне трудно будет добиться стабилизации этого вида преступлений, как и преступности в целом.

В сфере политической – это становление и развитие новой Российской государственности, упрочение демократии; укрепление всех ветвей власти, реализация политической воли противостояния социально-негативным явлениям и процессам в условиях многопартийности.

В сфере социальной – большое антикриминогенное значение имеют меры, направленные на усиление социальной ориентации преобразований: устранение резкого социального общества; поддержку малоимущих граждан; укрепление семейных устоев; обеспечение надлежащих условий для социализации личности, преодоление ее социального отчуждения; ограничение последствий безработицы; вынужденной миграции людей и т.п.

В сфере правовой – это совершенствование законодательства, прямо не нацеленного на предупреждение преступности, а имеющего предметом правовое регулирование разнообразных общественных отношений иного характера (трудовых, семейных и т.д.), которые, будучи нормативно не упорядоченными, могут играть криминогенную роль .

Результаты исследований, проведенных в 2006 году по России, свидетельствуют, что наиболее действенными направлениями в борьбе с вымогательством, по мнению респондентов, являются: ужесточение наказания (34 %), повышение эффективности деятельности правоохранительных органов (28 %), контроль за деятельностью «узаконенных» организаций (14 %), осуществление контроля за доходами физических и юридических лиц (10 %), осуществление более эффективных профилактических мер (8 %), обучение способам самозащиты (6 %)

В качестве одной из мер предупреждения вымогательства следует рассматривать развитие системы личной безопасности граждан.

Данная система должна найти свое выражение в профилактике вымогательства с помощью средств массовой информации, организации “Школ безопасности”, которую могут инициировать администрации областей, городов, ассоциации предпринимателей, осознающих значимость проблемы с вымогательством.

Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона, официальное название которого звучит, как «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

В соответствии с новой законотворческой инициативой , Уголовный кодекс России будет дополнен положением, согласно которому за коммерческий подкуп, дачу взятки, получение взятки и посредничество во взяточничестве будут грозить штрафы в размере до стократной суммы коммерческого подкупа или взятки, но при этом не более 500 миллионов рублей.

Предлагается ввести следующую градацию размеров взяток: простая взятка – до 25 тысяч рублей, значительная – от 25 тысяч до 150 тысяч рублей, крупная – от 150 тысяч рублей до 1 миллиона рублей и особо крупная – свыше 1 миллиона рублей.

Как рассказала помощник президента, в соответствии с новыми предложениями «обычная взятка» будет караться штрафом, 25-50-кратным размеру взятки, либо сроком лишения свободы до 3 лет со штрафом, 20-кратным сумме взятки.

«Значительную взятку» предлагается облагать 30-60 кратным штрафом либо лишением свободы до 6 лет с 30-кратным штрафом. «Крупную взятку» предлагается карать 40-70-кратным штрафом либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с 40-кратным штрафом.

Наказанием за «взятку в особо крупном размере» предлагается сделать либо штраф, 80-100-кратный сумме взятки, либо лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с установлением 70-кратного штрафа.

Председатель комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков считает, что установление стократных штрафов за взятки и коммерческий подкуп может остановить, прежде всего, крупных коррупционеров.

Комментируя законодательную инициативу главы государства, Волков также обратил внимание на то, что наряду с богатыми взяточниками, есть так называемый «низший, бытовой» уровень – это когда взятку в пятьсот, тысячу рублей берут, например, врачи, учителя.

Вряд ли они могут заплатить штраф в стократном размере, полагает депутат.

«Плюсы в этом есть. Я думаю, что в какой-то мере некоторых богатых взяточников, у которых крупные аппетиты, это остановит. Видимо, предполагается использование и альтернативных методов наказания – надо еще изучить законопроект», – заключил Волков.

Преступления против собственности имеют по преимуществу импульсивный, эмоциональный характер, их признаками являются ситуативность, внезапность. Но даже в таких случаях посягательство, преследующее цель завладеть чужим имуществом, далеко не всегда представляет собой мгновенный акт.

Поскольку такое посягательство – всегда процесс развивающийся во времени, то основной путь борьбы с ним – это индивидуальная работа, специальная профилактика, оперативное обслуживание, а конкретная задача – своевременно вмешавшись в этот процесс, не допустить его развития, приостановить.

Когда это удается сделать на нужной стадии, тогда мы не допускаем преступление, защищаем потенциальную жертву от преступного посягательства.

Для достижения этих целей и выполнения вытекающих из них задач необходима налаженная система информации, в которой нуждается практика, а потому она должна быть практически значимой, т.е. отвечать запросам контроля за преступностью. Нужна именно криминологическая информация, причем научно обоснованная, слагаемая на основе обобщения практического опыта.

Источник: https://studopedia.ru/15_53173_meri-obshchego-i-spetsialnogo-preduprezhdeniya-vimogatelstva.html

Предупреждение вымогательства – одно из направлений борьбы с преступностью

Предупреждение вымогательства

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Предупреждение вымогательства – одно из направлений борьбы с преступностью

преступление вымогательство предупреждение

Число осужденных за вымогательство за последние 5 лет выглядит следующим образом: в 2003 г. осужден 261 человек; в 2004 г. – 335 человек; в 2005 г. – 269 человек; в 2006 г. – 240 человек; в 2007 г. – 204 человека; в 2008 г. – 196 человек [7, 8, 9, 10].

Как свидетельствуют результаты изучения уголовных дел о вымогательстве, большинство из них (87 %) возбуждено по заявлениям потерпевших, 13 % – по данным, полученным в результате проведения оперативных мероприятий.

Более 68 % проанализированных уголовных дел возбуждено на основании наличия состава преступления, который состоит в непосредственном требовании передачи индивидуального имущества.

Незначительная их часть (около 12 %) свидетельствует о том, что вымогательство совершено в виде навязывания пострадавшим платных услуг, связанных с обеспечением охраны собственного имущества последних.

Преступные действия имели следующие квалифицирующие признаки вымогательства: под угрозой насилия – 68 % изученных дел; под угрозой уничтожения личного имущества – 36 %; связанное с нанесением телесных повреждений – 29 %; под угрозой убийства – 22 %, то есть факты вымогательства были связаны в основном с угрозами применения насилия в конкретной форме.

В большинстве случаев (52 %) вымогатели лично были знакомы с пострадавшими и в значительной мере были проинформированы о возможности последних удовлетворить их требования. Незначительная часть (13 %) преступлений совершена посторонними лицами по поручению лиц из числа личных знакомых потерпевших. В 12 % случаев преступники действовали по заказу посторонних лиц.

Предметом вымогательства в большинстве случаев были деньги, в первую очередь валюта; в иных случаях это были товары, отдельные предметы, драгоценности.

Преступные группы имели холодное, огнестрельное оружие промышленного изготовления, использовали также самодельное холодное оружие, в том числе наручники, дубинки.

Однако в более чем 50 % преступных эпизодов оружие не применялось, только по 28 % дел установлено, что преступники использовали автомототранспорт.

Каждая преступная группа состояла в среднем из 3 человек, однако порой численность достигала более 20 человек. Большинство преступников пребывало в возрасте до 30 лет. Половину преступных групп составляли неработающие, 15 % – работники негосударственных и коммерческих структур, 12 % – рабочие, в других случаях это были служащие и иные лица.

Из материалов уголовных дел видно, что 58 % членов организованных преступных групп ранее были судимы, причем в 38 % случаев они были организаторами групп.

Преступные группы формировались, как правило, по таким признакам, как проживание ее потенциальных членов в одном районе (регионе), наличие общих интересов и преступных связей в прошлом.

Что касается категории граждан, которые стали потерпевшими от вымогательства, то среди них преобладали работники коммерческих структур – 15 %, частные лица, занимающиеся бизнес-туризмом, – 8 %, работники госпредприятий – 6 %.

Следует отметить, что в более 54 % уголовных дел потерпевшими не предъявлялся иск к виновным с целью возмещения убытков. Когда же иск предъявлялся, то и тогда о возмещении моральных, физических убытков речь не шла.

По большинству уголовных дел (65 %) установлено, что потерпевшие не нарушали в своей деятельности требований законодательных или других нормативных актов, на чем настаивали преступники при вымогательстве.

Результаты изучения уголовных дел свидетельствуют о том, что вымогательство совершали организованные преступные группы, в состав которых входили лица преимущественно молодого возраста, намеревавшиеся заниматься длительное время совершением таких преступлений, характеризовавшиеся устойчивыми внутренними связями, распределением ролей между участниками группы, подчинением групповой дисциплине и указаниям своего лидера. Значительное число преступников получали необходимую информацию о потенциальных потерпевших от вымогательства по месту своей работы, в основном там же, где работали будущие жертвы вымогательства.

Статистические сведения не отражают действительных масштабов распространения данного вида преступления. Результаты опроса оперативных сотрудников дают основания утверждать, что определенная часть вымогательств остается латентной.

В материалах многих обобщений практики борьбы с этим явлением отмечается, что это связано, главным образом, с отказом отдельной части граждан обращаться за помощью к правоохранительным органам.

По мнению таких потерпевших, им дешевле обойдется платить “дань”, нежели терпеть моральные, физические, материальные убытки, которые неминуемо наступят после официального сообщения о совершении относительно них вымогательства.

Одним из основных мотивов такого поведения является осознание потерпевшими того, что существующий механизм защиты потерпевших и свидетелей, а также членов их семей и принадлежащего им имущества не работает должным образом.

Однако не менее важной причиной, заставляющей пострадавших умалчивать, есть нежелание разглашать сведения о занятии деятельностью, связанной с получением доходов, которые не контролируются государством. Излишняя затянутость следствия и судебного рассмотрения также не содействует появлению у потерпевшего желания обратиться к правоохранительным органам.

Материалы оперативно-розыскной практики свидетельствуют, что в настоящее время наиболее распространенной формой вымогательства является так называемый “вымогательский наезд”, то есть заявленная угроза применения насильственных действий со стороны известной потерпевшему организованной преступной группы, представители которой действуют от имени “авторитета”, возглавляющего преступную группировку. Особенно усложняет борьбу с вымогательством в этой форме то обстоятельство, что угроза применения насилия реально исходит от одних лиц, которые как будто защищают интересы вторых, а получателями имущества пострадавшего выступают третьи лица, формально не имеющие отношений с лицами, от которых исходит угроза.

Несмотря на то, что такая форма вымогательства достаточно распространена, она редко становится предметом внимания органов внутренних дел. Предприниматель, ставший потерпевшим от вымогательства, думает, что платит деньги за то, что его спасли от расправы, и, как правило, не обращается за помощью к органам внутренних дел.

Рассмотренный способ, с помощью которого организованные преступные группы совершают вымогательство, не единственный. В настоящее время вымогательство чаще всего совершается под видом принуждения к выполнению обязательств, которые вытекают из гражданско-правовых соглашений, а также из устных договоренностей.

Важное место в предупреждении вымогательств, совершаемых организованными группами, занимает оперативно-розыскная профилактика формирования преступных групп. Используя оперативные материалы при реализации оперативно-розыскных мер, возможно осуществить следующие мероприятия:

разъединение преступной группы путем привлечения организатора, активных участников к ответственности (уголовной или административной);

разъединение группы путем влияния общественности;

установление дополнительных запретов к тем из организаторов или членов группы, которые находятся под административным надзором;

разъединение группы путем создания среди ее участников взаимного недоверия и конфликтов, дезинформация лидеров и организаторов в “надежности” отдельных членов группы и, наоборот, формирование у последних недоверия к организаторам;

нейтрализация активных организаторов, “воров в законе”, других “авторитетов” преступной среды путем их компрометации, развенчания их авторитета в глазах участников группы, выполняющих второстепенные роли;

психологическое влияние путем проведения оперативно-розыскных мероприятий, которые побуждают лиц к явке с повинной;

психологическое оперативное влияние по склонению разрабатываемых лиц к отказу от замышляемого (подготавливаемого) преступления.

При осуществлении предупредительной деятельности относительно организованных преступных групп, совершающих вымогательство, необходимо учитывать способы осуществления этого преступного посягательства, которые весьма разнообразны и определяются уровнем организованности преступной структуры, ее направленностью, личными качествами вымогателей и др.

При рассмотрении вопросов предупреждения вымогательства, совершенного организованными преступными группами, акцентируем внимание на двух моментах.

Во-первых, на том, что группы вымогателей могут достаточно долго заниматься преступной деятельностью, а поэтому возможна ситуация, когда пресечение последней и привлечение членов преступной группы к уголовной ответственности будут выступать как предупреждение преступлений, которые еще могут совершить преступники.

Во-вторых, когда преступление еще не совершено, предмет требования (деньги, материальные ценности и др.

) преступниками не получен, предупреждение преступной деятельности группы вымогателей обычно осуществляется на стадии покушения с одновременным задержанием преступников.

В этих случаях предварительная информация о вымогательстве поступает от потерпевшего или выявляется правоохранительными органами самостоятельно.

Изучение международного опыта показывает, что борьбе с вымогательством чаще всего препятствуют:

определенная ограниченность возможностей уголовного законодательства в части формулирования признаков вымогательства и конкретных форм их совершения;

трудности в оперативном выявлении и уголовно-процессуальном доказывании фактов вымогательства;

недостаточное предупредительное воздействие традиционных мер уголовной ответственности и наказания.

По мнению юристов многих стран, решению этих проблем может в той или иной мере способствовать использование криминологических форм и методов борьбы с вымогательством, в том числе установление особого социально-правового контроля за источниками доходов лиц, подозреваемых в совершении вымогательства.

Подводя итог, можно сформулировать следующее.

Борьба с вымогательством и предупреждение вымогательства, их планирование, координация между областями, внутри них и органами, ведущими эту борьбу, необходима, ибо вымогательство границ не признает (тяжкие ее формы особенно). Поэтому предупреждение вымогательства есть деятельность, требующая скоординированной работы прежде всего правоохранительных органов на территории Республики Беларусь.

Разобщенность недопустима и ничего, кроме вреда, принести не может. Целям координации могут служить специально создаваемые для этого организационные структуры.

Таким образом, составная часть предмета криминологии – предупреждение преступлений – сама по себе сложная теоретическая проблема, реализуемая в многообразных практических мерах как общесоциального плана, вплоть до конкретных мер, так и специально-криминологических и правовых, включая предложения по совершенствованию законодательства.

Предупреждение вымогательства может и должно планироваться. Планирование предупредительной работы в Республике Беларусь имеет свои уровни.

В борьбе с вымогательством нет и не может быть однозначных рекомендаций, исключая, конечно, лозунговые, типа: усилить профилактическую работу… обязать прокурора (прокуроров) усилить надзор за соблюдением законов… обязать МВД Республики Беларусь разработать планы усиления индивидуальной профилактики силами своих работников… и т.д.

fЛитература

1. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г., одобр. Советом Респ.24 июня 1999 г.: текст Кодекса по состоянию на 12 марта 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 335 с.

2. Алексеев, А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов. – М., 2001. – с.4-12.

3. Бурлаков, В.Н. Криминология / В.Н. Бурлаков, Н.М. Кропачев. – Спб.: СПБГУ, Питер, 2005.

4. Зудин, В.Ф. Криминологическая профилактика преступлений. – Воронеж, 1999.

5. Алексеев, А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: моногр. / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. – М.: Изд-во НОРМА, 2001.

6. Кириллов, Д.А. Индивидуальная профилактика преступлений ОВД. – Тюмень, 1999.

7. Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях за 2002-2005 гг. Форма № 10: утв. приказом М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 25 нояб. 2003 г., № 259 // Гос. стат. отчетность МВД Респ. Беларусь. – Минск, 2006. – 11 с.

8. Сведения о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях за 2006-2008 гг. Форма № 10: утв. приказом М-ва внутр. дел Респ. Беларусь, 25 нояб. 2003 г., № 259 // Гос. стат. отчетность МВД Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – 11 с.

9. Сведения о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания за 2008 г. Форма № 10: утв. приказом М-ва статистики и анализа Респ. Беларусь, авг. 1997 г., № 64/М-во юстиции Респ. Беларусь. – Минск, 2009. – 11 с.

10. Салаев, Г.А. Вымогательство и смежные составы преступлений: уголовно-правовые аспекты: моногр. / Г.А. Салаев. – Минск: Право и экономика, 2008. – 179 с.

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00209221_0.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть