Методика расследования преступлений против собственности

Методика расследования преступлений против собственности

Методика расследования преступлений против собственности

криминалистической характеристики посягательств на имущество путем краж, грабежей и разбоев являются: предмет преступного посягательства, следовая картина, место, время, обстановка, способ совершения преступления, личность преступника, личность потерпевшего.

2. Обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании краж:

где и когда совершено хищение;

какое имущество стало предметом преступного посягательства (индивидуальные признаки, стоимость, состояние, кому принадлежит имущество);

кто совершил кражу, личность преступника (возраст, род занятий, мотивы преступного поведения, предварительная преступная деятельность);

имела ли место соучастие в совершении преступления, ее форма, каким было распределение ролей между соучастниками;

каким способом совершено хищение;

кто является потерпевшим (род занятий, образ жизни), или имела место виктимное поведение;

какие обстоятельства способствовали совершению кражи.

При расследовании преступлений данной категории осмотр места происшествия обычно проводится до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований. Объектами осмотра могут быть: помещения, участки местности, транспортные средства, шкафы, столы, сейфы, документы.

Вместе с этим, необходимым является проведение допросов потерпевшего, свидетелей. Допрос подозреваемого проводится после задержания, личного обыска, обыска по месту проживания.

Во время расследования краж может возникнуть необходимость в назначении и проведении таких экспертиз, как дактилоскопическая, трасологическая, товароведческая, биологическая, химическая и т.д.

3. Характер первичных следователей при расследовании грабежей и разбоев во многом зависит от того, задержана подозреваемая лицо или только информация о факте совершения преступления.

Если есть только данные о факте совершения преступления, то расследование обычно начинается с допроса потерпевшего, осмотра места происшествия, осмотра одежды и освидетельствования потерпевшего, назначения судебно-медицинской экспертизы в отношении него, допроса свидетелей-очевидцев.

Во время допроса у потерпевшего выясняется, как он оказался на месте преступления, сколько было преступников, как они называли друг друга, их индивидуальные приметы (внешность, рост, походка, одежда и др.).

Задачами осмотра места происшествия является обнаружение следов преступления (следов рук, ног, запаховых следов, следов применения огнестрельного оружия и т.д.).

Кроме того, при осмотре места происшествия следует обратить внимание на следы, которые могут свидетельствовать об инсценировке.

Это: чрезмерный беспорядок на месте происшествия, неестественный вид и расположение следов преступления и т.д.

Кроме судебно-медицинской экспертизы, могут быть назначены трасо-логической, баллистическая, биологическая и другие виды судебных экспертиз.

4. Во время расследования мошенничества должны быть установлены следующие обстоятельства: имело ли место мошенничество; предмет мошенничества; место, время, условия совершения преступления; способ мошенничества, данные о личности пострадавшего и преступника, иные обстоятельства, способствовавшие совершению мошенничества.

в Судебной практике известны многочисленные способы завладения чужим имуществом путем обмана. Довольно часто преступники используют поддельные документы. Расследование мошенничества, как правило, начинается с допроса потерпевшего.

Во время допроса выясняется, когда и при каких обстоятельствах было совершено обман или злоупотребление доверием, каким способом, был ли он знаком с преступником, какое имущество, предметы, документы переданы мошеннику, их индивидуальные признаки, в каком направлении и при каких обстоятельствах преступники скрылись с места совершения преступления.

Осмотр места происшествия целесообразно проводить в тех случаях, когда есть возможность обнаружить следы преступления.

После задержания подозреваемого производится его личный обыск и обыск по месту жительства (месту работы). Допрос подозреваемого производится немедленно. С других следственных действий по делам о мошенничестве наиболее часто проводятся предъявление для опознания, очные ставки, назначаются судебные экспертизы.

5. При расследовании вымогательств подлежат установлению следующие обстоятельства: имело ли место вымогательство; предмет вымогательства; место, время совершения преступления; способ вымогательства; данные о пострадавшем (место работы, должность, материальное положение); кто совершил вымогательство; какие причины и условия способствовали совершению преступления.

Следователю осмотра по данной категории преступлений подлежат: место предъявления вымогателями своих требований потерпевшему, место передачи материальных ценностей, место удержания похищенного лица, место нахождения соучастников преступления, которые наблюдали за передачей предмета вымогательства.

У потерпевшего во время допроса выясняется: известны ли ему вымогатели; впервые были предъявлены незаконные требования; в какой форме предъявлены требования; что именно требовали (деньги, имущество, право на имущество); выполнял ли потерпевший ранее требования вымогателей; обращался ли потерпевший за защитой от вымогателей (если да, то к кому; каким был результат; если не обращался, то почему); в чем заключается суть угроз; применялось к потерпевшему (его родственникам) насилие; если да, то какое; сколько было вымогателей, особенности их внешнего вида; имели ли они оружие; если да, то какую; пользовались транспортным средством; если да, то каким (марка, модель, номерной знак); каковы индивидуальные признаки ценностей, которые были переданы преступникам.

Как свидетели в делах о вымогательстве допрашиваются: члены семьи потерпевшего, друзья, коллеги, лица, с которыми потерпевший находился в интимных отношениях; лица, которые одолжили потерпевшему деньги, родственники, друзья, знакомые подозреваемых (обвиняемых) и др.

При расследовании данного преступления могут назначаться следующие экспертизы: судебно-медицинская, судебно-баллистическая, технико-криминалистическая экспертиза документов, судебно-почерковедческая, судебно-товароведческая, судебно-бухгалтерская и др.

Источник: https://studopedia.ru/20_17329_metodika-rassledovaniya-prestupleniy-protiv-sobstvennosti.html

Тема 23. Методика расследования преступлений против собственности

Методика расследования преступлений против собственности

Криминалистическая характеристикапосягательств на государственное,общественное и личное имущество путемкраж, грабежей и разбоев и кругобстоятельств, подлежащих установлению.

Типовые следственные ситуации,следственные версии и планированиерасследования.

Первоначальные следственные действияи оперативно-розыскные мероприятия поделам о кражах, грабежах и разбоях.

Особенности расследования краж с учетомих вида и способа.

Особенности расследования «карманных»краж.

Особенности расследования грабежей иразбоев, в том числе совершенных группойпреступников.

Криминалистическая, судебно-товароведческаяи другие экспертизы.

Разоблачение инсценировок краж, грабежейи разбоев.

6.1. Методические рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Семинарское занятие по криминалистике– это сложная форма организации учебныхзанятий, способствующая закреплению иуглублению теоретических знанийстудентов, развитию навыков самостоятельнойработы с учебной, научной литературойи нормативными правовыми актами,эмоциональному общению, раскрытиюинтеллектуально-творческого потенциалаличности.

Цель семинарского занятийзаключается взакреплении лекционного материала понаиболее важным темам, развитии устудентов навыков критическогомышления в данной областизнания, овладения методологиейнаучного познания, уменийработы с учебной и научной литературой,нормативными правовыми актами.

Подготовка к семинарскомузанятию включает в себя шесть основныхэтапов:

1 этап: Изучение рекомендуемойпреподавателем учебной и научнойлитературы, а также нормативных правовыхактов по теме семинарского занятия.

На первом этапе подготовки к семинарскомузанятию студенту следует внимательноознакомиться с планом занятия, тщательноизучить соответствующийлекционный материал, предлагаемуюучебную, методическую и научнуюлитературу, необходимые нормативныеправовые акты.

Изучатьлитературу следует вдумчиво, не торопясь,стараясь вникнуть в существо вопроса.Для этого необходимо читать последовательно,внимательно. При изучении литературыприходится обязательно сталкиватьсяс новыми словами, специальными терминами.

Работа с монографиями, статьям изспеци­альных журналов, позволитвсесторонне рассмотреть изучаемуютему, разно­образит ее обсуждение.

Внимание! При изучении той илииной темы нельзя ограничиваться толькопознанием имеющейся учебной литературы(учебниками или учебными пособиями).Особое внимание нужно уделить рассмотрениюпервоисточников, ре­комендованныхпреподавателем.

2 этап: Составление плана ответа исистематизация изученной литературы.

При составлении плана ответанеобходимо мысленно представить весьизученный материал, раскрывающийсодержание темы семинарского занятия,разделяя его на части по смыслу, иопределяя в каждой из них главную мысль.После чего следует озаглавить эти части,подбирая корректные формулировки названий пунктов плана с точки зренияих соответствия заданной теме.

Работа с собранным материаломможет быть неэффективной и трудной,если этот материал не систематизировать.Способы систематизации могут бытьразные.

Например, можно систематизироватьматериал, разложив его по стопкам, папками др.в соответствии спунктами плана.

Наиболее важные моментыв собранном материале можно выделитьмаркером, разноцветными ручками,закладками, сделать пометки на поляхили даже отсканировать, записав лишькраткие памятки в тетради.

3 этап: Составление краткогоконспекта ответа по вопросам, выносимымдля обсуждения на семинарском занятии.

После того как материал будет приведенв четкую систему, следует составитькраткий конспект ответа повопросам, выносимым для обсуждения напрактическом занятии. Конспект долженсодержать не толькоосновныеположения, но и обосновывающие их выводы,конкретные факты и примеры.

Составляяконспект, можно отдельные слова и целыепредложения писать сокращенно, выписываятолько ключевые слова. Вместо цитированиядопускается делать лишь ссылки настраницы конспектируемой работы,применяя условные обозначения.

Чтобыформа конспекта как можно нагляднееотражала его содержание, лучше располагатьабзацы «ступеньками» подобно пунктами подпунктам плана, применять разнообразныеспособы подчеркивания, используякарандаши и ручки разного цвета.

Конспект будет правильным, если онотражает лишь главное в содержаниитекста, полным – при условии что в нем втой или иной форме представлено все,что является важным с точки зрениясодержания текста. Записать текст кратко- значит изложить содержание в значительноймере своими словами. Именно такая записьприносит большую пользу.

Не возможновыразить своими словами, то, что непонимаешь. Текст, изложенный своимисловами прочно закрепляется в памяти,даже если нет установки запомнить его.Наконец, запись своими словами развиваетписьменную речь.

Для того чтобы записьполучилась краткой и содержательнойважно, выполнить следующее правило:записать мысль лишь после того, как онауже хорошо осмыслена.

4 этап: Вдумчивое прочтение составленногоконспекта ответа, запоминание егоосновных положений, а затем его устный пересказ (при необходимости,последовательность указанных действийследует повторить несколько раз).

Внимание!Избегайте механическогозаучивания учебного материала. Практикаубедительно показывает: самым эффективнымспособом является не «зубрежка», аглубокое, творческое, самостоятельноепроникновение в существо изучаемыхвопросов.

5 этап: Непосредственная работа студентана семинарском занятии.

Именно на семинарских занятиях студентыпознают азы ораторского искусства,учатся правильно задавать вопросы идавать на них ответы.

Насеминарском занятии каждый его участникдолжен быть готовым к выступлению повсем поставленным в плане вопросам,проявлять максимальную активность приих рассмотрении.

Выступление должностроиться свободно, убедительно иаргументировано. Этого можно добитьсялишь при хорошем владении материалом.

Выступление нельзя сводитьк бесстрастному пересказу, тем болеенедопустимо простое чтение конспекта.Выступающий должен проявить собственноеотношение к тому, о чем он говорит,высказать свое личное мнение, понимание,обосновать его и сделать правильныевыводы из сказанного.

Вокруг такоговыступления могут разгореться споры,дискуссии, к участию в которых долженстремиться каждый. А для этого необходимовнимательно и критически слушать своеготоварища, подмечать особенное в егосуждениях, улавливать недостатки ивозможные ошибки и, если нужно, выступить,не дожидаясь заключительного словапреподавателя.

При этом следует обратитьвнимание на то, что еще не было сказано,или поддержать и развить интереснуюмысль, высказанную предыдущим товарищем.

Внимание!Если хотите, чтобы вам верили,говорите убедительно и только о том,что сами поняли и в чем убеждены. Когдаговорите, помните о теме своеговыступления, не отходите от нее в сторону.Отбрасывайте все лишнее, второстепенное.

Побольше фактов и поменьше общих, ничего не говорящих фраз. Неговорите слишком долго, чтобы не утомлятьи слушателей, и себя. Следите за речью:избегайте слов-паразитов («так», «значит»,«короче» и др.), вульгаризмов, просторечныхвыражений и т.д.

Активное и заинтересованное участиестудентов на семинарскомзанятии способствует более глубокомуизучению истории государства и правазарубежных стран, повышению уровняправовой куль­туры будущих специалистови формированию основ професси­ональногомышления. В ходе занятий отрабатываютсяумения применять полученные знания пристолкновении с различными юридическимии политическими ситуациями происходящимв истории государства и права зарубежныхстран.

Внимание! Знайте, что на семинарскомзанятии преподаватель оценивает нетолько уровень Ваших знаний по теме ивопросам выносимым на занятие, но и заактивную работу на нем, поэтому дискуссии,коллек­тивные обсуждения имеющихсяв науке проблем и возможных способових разрешения, научные до­кладыи сообщения студентов приветствуютсяпреподавателем и в значительной степенимогут повлиять на Вашу оценку.

Все, что будет сказанопреподавателем на семинарском занятии,нужно обязательно отметить в своихконспектах и, если потребуется, внестив них исправления и дополнения.

Источник: https://studfile.net/preview/3903484/page:14/

Тема: МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИ И В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Методика расследования преступлений против собственности

Расследование краж

Фабула.30 сентября 2017 года неизвестные преступники проникли в квартиру гр. Кононовой В.К. и похитили оттуда различные носильные вещи на общую сумму 25000 рублей. При продаже золотого перстня с изображением знака зодиака «водолей», похожего на похищенный у гр. Кононовой В.К. на ярмарке Юнона сотрудникам патрульно-постовой службы был задержан гр. Капустин Ф.Л.

Следователь Анисимов Г.М. в процессе допроса задержанного по данному уголовному делу выяснил, что кражу предложил совершить гр. Лисицын Ю.Д. Он же, работая в мастерской «Ремонт бытовой техники», подобрал ключ, которым была открыта дверь квартиры. Участие гр. Капустина Ф.Л. в преступлении выразилось в том, что когда гр.

Лисицын Ю.Д. открывал дверь квартиры гр. Кононовой В.К., он находился у парадной дома и смотрел, чтобы в парадную никто не вошел, а затем помог Лисицыну Ю.Д. перенести похищенные вещи и их спрятать. Гр. Лисицын Ю.Д. на допросе не подтвердил показаний гр. Капустина Ф.Л. и заявил, что это все выдумка оперативных сотрудников.

Гр. Лисицын Юрий Дмитриевич, 1975 г.р., образование 9 классов, по месту работы характеризуется отрицательно. Холост, близких родственников не имеет. Ранее был судим по ст. 158 УК РФ.

Гр. Капустин Федор Леонидович, 1980 г.р., безработный. Ранее не судим.

Задание.Проанализируйте полученную информацию, определите следственную ситуацию, выдвинете следственные версии, и перечислите следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

ПЛАН

Расследования по уголовному делу № 5536/2017

Фабула уголовного дела: 30.09.2017 неизвестные лица проникли в квартиру гр. Кононовой В.К. путём подбора ключа, откуда похитили различные носильные вещи на общую сумму 25000 рублей.

Версия 1. Кража совершена Лисицыным при соучастии Капустина.

Версия 2. Кража совершена по предварительному сговору Капустина и Лисицына.

Версия 3. Кража совершена Капустиным при соучастии Лисицына.

Неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:

1) Осмотр места происшествия;

2) Поквартирный обход в поиске свидетелей, очевидцев;

3) Допрос подозреваемых, свидетелей, очевидцев;

4) Личный обыск подозреваемых и обыск по месту их проживания;

5) Изъятие предметов и вещей, имеющих значение для дела.

6) Очная ставка подозреваемых.

Расследование грабежей и разбойных нападений

Фабула. 12 августа 2017 года в 9 часов 10 минут трое неустановленных лиц совершили вооруженное нападение на туристическую фирму Северянка, расположенную по ул. Авангардная, д. 17.

В результате нападения охраннику охранного предприятия «Брас» Стоянову В.И. было причинено проникающее ранение в брюшную полость, а туристическому агенту Свиридовой Н.П.

– касательное ножевое ранение предплечья правой руки, и было похищено 16 тыс. долларов и 103 тыс. рублей.

На момент прибытия скорой помощи охранник Стоянов В.И. находился в бессознательном состоянии, а в процессе беседы со Свиридовой Н.П. до момента ее госпитализации было установлено, что преступников было трое, двое из них были в масках, и только тот, который стоял около входной двери, был без маски.

Описание его внешности она смогла дать. Преступники были вооружены ножом, бейсбольной битой и предметом, похожим на пистолет. Со слов Свиридовой Н.П. была составлена ориентировка. Преступники скрылись с места происшествия предположительно на автомобиле «Opel» темно-синего цвета, г.н. начинаются на «К86».

В результате проведения оперативно-розыскных мероприятий был установлен владелец автомашины «Opel» г.н. «К86ТУ», «98 RUS» – Смирнов Алексей Алексеевич, 02.07.1981 г.р., проживающий по адресу: СПб, ул. Благодатная, д. 13, кв. 98. Однако он пояснил, что к совершению данного преступления он не причастен, ибо 12 августа находился на работе, что могут подтвердить его коллеги.

Задание.Проанализируйте полученную информацию, определите следственную ситуацию, выдвинете следственные версии, и перечислите следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

ПЛАН

Расследования по уголовному делу № 876324/2017

Фабула уголовного дела: 12.08.2017 в 09.10 ч трое неустановленных лиц совершили вооруженное нападение на туристическую фирму Северянка, расположенную по ул. Авангардная, д. 17.

В результате нападения охраннику охранного предприятия «Брас» Стоянову В.И. было причинено проникающее ранение в брюшную полость, а туристическому агенту Свиридовой Н.П.

– касательное ножевое ранение предплечья правой руки, и было похищено 16 тыс. долларов и 103 тыс. рублей

Версия 1. Преступление совершено конкретным лицом

Версия 2. Преступление совершено лицом, ранее судимым за аналогичное деяние или другие однородные преступления.

Версия 3. Преступление совершено лицом, ранее не судимым, но неоднократно совершавшим еще не раскрытые грабежи и разбои аналогичным способом.

Неотложные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия:

1) Осмотр места происшествия;

2) Установление свидетелей и очевидцев, изъятие и изучение видео камер наблюдения;

3) Допрос потерпевших, свидетелей и очевидцев;

4) Осмотр одежды и освидетельствование потерпевшего;

5) Назначение экспертиз: судебно-медицинская, судебно-трасологическая, холодного оружия, дактилоскопическая и пр.;

6) Досмотр и обыск по месту проживания, работы или учебы подозреваемых, осмотр одежды, освидетельствование подозреваемого;

7) Допрос подозреваемых;

8) Предъявление для опознания.

Расследование мошенничества

Фабула. В ноябре 2017 года гр. Дубравин С.Г., имея намерение завладеть квартирой, принадлежащей на праве личной собственности гр. Аникееву Е.Е. и гр. Аникеевой М.И., предложил супругам продать ему квартиру с правом их пожизненного проживания и с условием оказания им ежемесячной материальной помощи.

Получив согласие гр. Аникеевых, гр. Дубравин С.Г. под предлогом необходимости заключения соответствующего договора обманным путем получил подписи гр. Аникеевых на чистых бланках нотариальных доверенностей, изготовил поддельные доверенности от имени гр.

Аникеевых на свое имя на право продажи квартиры, завладел паспортами потерпевших, свидетельством о праве собственности на жилье и 15 ноября 2017 года продал квартиру гр. Аникеевых без их согласия гр. Войтовичу В.В., заключив соответствующий договор в нотариальной конторе «Альфа». Деньги за квартиру гр. Дубравин С.Г.

потерпевшим не передал, причинив им материальный ущерб и лишив их жилья, стоимость которого составляла не менее 2500000 руб.

20 ноября 2017 г. гр. Войтович В.В. попытался вселиться в квартиру гр. Аникеевых. В этот же день гр. Войтович В.В., гр. Аникеев Е.Е. и гр. Аникеева В.И. обратились с заявлением в полицию.

Задание.Проанализируйте полученную информацию, определите следственную ситуацию, выдвинете следственные версии, и перечислите следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.

ПЛАН

Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1232;

Источник: https://studopedia.net/14_73924_tema-metodika-rassledovaniya-prestupleniy-protiv-sobstvennosti-i-v-sfere-ekonomiki.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.