Криминогенная опасность грабежи разбои насилие мошенничество

3. Чс криминального характера

Криминогенная опасность грабежи разбои насилие мошенничество

ЗапишемЧС криминогенного характера: мошенничество,хулиганство, грабеж, кража, разбой,вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм,похищение человека, изнасилование,покушение на убийство, убийство,работорговля.

Жизньи опыт показывают, как важно соблюдатьосновные правила безопасного поведения:предвидеть опасности, избегать их повозможности, действовать грамотно.

Этопозволит уберечь себя от многих возможныхопасностей, связанных с криминалом.

  1. Мошенничество –открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием;

  2. Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу;

  3. Грабёж – открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья);

  4. Кража – тайное хищение имущества;

  5. Разбой – нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению;

  6. Рэкет (шантаж) – вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия;

  7. Вымогательство – требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д.

  8. Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей;

  9. Похищение человека – завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание;

  10. Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей;

  11. Покушение на убийство – умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам;

  12. Убийство – умышленное или неосторожное лишение жизни человека;

  13. Работорговля – захват, покупка или продажа людей в рабство.

Правилаповедения в ситуациях криминогенногохарактера:принападении

  1. помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни. Вы нужны живыми родителям и близким;

  2. успокоится не паниковать, реально оценить обстановку;

  3. создать спокойную обстановку;

  4. выполнять все требования нападающего (медленно);

  5. не ждать помощи от окружающих;

  6. не надо проявлять ненужного героизма;

  7. если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;

  8. постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обоих сторон;

  9. если у нападающего ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;

  10. постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.

Вопрос 2: Основы самозащиты. . В ук рф в главе 8 раздел II в ст.37-41 четко прописано о вашей самообороне. Используя ук рф часть 1 и 2, остановимся на понятии «самооборона», а также исключениях:

  • при неожиданном нападении;
  • при нападении профессионального спортсмена;
  • в условиях крайней необходимости.

Необходимаясамооборона в криминальных ситуацияхПравовые основы самообороны        Каждыйчеловек имеет право на сохранение своегодостоинства, чести, здоровья, жизни.Гарантированные Конституцией РФ правачеловека защищает закон. Воп­росысамообороны, защита прав личностирегламентируются в различных статьяхУголовного кодекса РФ, например в ст.37 «Необходимая оборона».

        Согласноэтой статье, не является преступлениемпричинение вреда посягающему лицу всостоянии необходимой обороны, то естьпри защите личности и прав обо­роняющегосяили других лиц, охраняемых закономинтересов общества или госу­дарстваот общественно опасного посягательства,если при этом не было допуще­нопревышение пределов необходимой обороны.

Право на необходимую оборону имеют вравной мере все лица независимо от ихпрофессиональной или иной спе­циальнойподготовки и служебного положения. Этоправо принадлежит лицу не­зависимоот возможности избежать общественноопасного посягательства или об­ратитьсяза помощью к другим лицам или органамвласти.

        Превышениемпределов необходимой обороны признаютсяумышленные действия, явно не соответствующиехарактеру и степени общественнойопасности посяга­тельства.         Еслив старой редакции приоритетной считаласьзащита «интересов общества и го­сударства»,то теперь на первом месте стоит «защиталичности и прав обороняю­щегося».

Иначе говоря, если раньше сторож имелбольше прав стрелять по маль­чишкам,ворующим яблоки в колхозном саду, чемударить напавшего на него, на пути домойбандита, то теперь совершенно законноприменение физического воз­действияк посягающему на здоровье ижизнь.         Законгласит, что обороняющийся не обязанобращаться к кому-либо за помощью, еслиможет сам пресечь агрессию: «…

Право(на самозащиту) принадлежит лицунезависимо от возможности избежатьпосягательств либо обратиться за помощьюк другим лицам или органам власти». Вто же время обороняющийся долженсо­размерять степень угрозы и ответныедействия и не допускать «превышенияпре­делов необходимой обороны».

Обороняющийся может превратиться впреступни­ка, если совершит «умышленныедействия, явно не соответствующиехарактеру и опасности посягательств».         Вотпочему следует сделать все возможное,чтобы избежать схватки. В случаене­избежности столкновения постарайтесьпривлечь свидетелей, чтобы впоследствииони могли подтвердить, что вы оборонялись,а не нападали.

В схватке, если про­тивникбезоружен, используйте подручныесредства. Если владеете приемамиво­сточных единоборств, применяйтеих. Всеслучаи самообороны можно разделить надве категории: 1.если нападение не представляет прямойугрозы для жизни или здоровья, тодействует тот же принцип, что и раньше,- оценивается соответствие средствзащиты и нападения; 2.

если нападение опасно, то закон в этомслучае предоставляет защищающемусявозможность обороняться и нанести любойвред нападающему. Вопросысамообороны освещены также в другихстатьях УК РФ: -ст. 38, «Причинение вреда при задержаниилица, совершившего преступле­ние»; -ст. 39, «Крайняя необходимость»; -ст. 40, «Физическое или психическоепринуждение»; -ст. 41, «Обоснованный риск».

Основныеправила самообороныКосновным правилам самообороны можноотнести следующие: 1.Постоянно держите в поле зрения все,что происходит поблизости, избегайтепопадать в потенциально опасныеситуации. 2.Попытайтесь найти убежище или помощь.Если есть возможность – бегите, оценивперед этим расстояние и собственныефизические возможности. 3.

Привлеките внимание прохожих и живущихпоблизости криком: «Пожар!». Боязньоказаться в огне побуждает людей, которыеобычно не расположены вмешиваться приобычных криках о помощи, выглянуть вокно и стать таким образом ненужнымисвидетелями для преступника. 4.Когда стычка с нападающим неизбежна,действуйте со всей решительностью. 5.

Чтобы достичь успеха, отвлеките вниманиенападающего, может быть, уступив ему вчем-то, чтобы потом неожиданно быстрои точно ударить его в уязвимые места. 6.Действуйте не мешкая, с максимальновозможной силой, чтобы нападающий былне в состоянии ответить. Если вашареакция будет слабой, это может лишьеще больше разозлить бандита. 7.

В качестве оружия защиты применяйтелюбой имеющийся предмет (ключи, расческу,баллончик с дезодорантом, зонт, горстьмонет, туфли, сумку, песок, камни,палку).         Выборстратегии поведения индивидуален -одним жертвам может помочь одно, другим- другое. Действуйте по обстоятельствам,привлекая в помощники свой ум и смекалку.

Физическая подготовленность не толькоповышает эффективность вашегопротиводействия, но и уменьшаетстрах.         Можноиспользовать множество обычных предметовесли не как смертельное, то, как довольноэффективное оружие. Острыепредметы.Любойострый предмет, например ручку иликарандаш, можно использовать как нож инанести ими удар противнику. Целитьсяследует в глаза.

Для этого также можноиспользовать расческу.         Ключи,зажатыев вашей руке с выступающими концамимежду пальцами, также могут бытьиспользованы для нанесения ударапротивнику. Ремень с тяжелой пряжкойили велосипедная цепь могут использоватьсякак кнут или хлыст. Аэрозоли.

Различныетипы аэрозолей: очистители раковин идуховок, лак для волос, дезодоранты -можно использовать, чтобы ослепитьнападающего. Краска в аэро­зольнойупаковке является эффективным средством,к тому же оставляет на зло­умышленникеследы. Можно бросить в глаза противникухлорку. Применяя перечисленные средства,не забудьте зажать свой нос и рот рукой,задержите ды­хание.

Трости,зонты, милицейские дубинки.Этиморужием можно наносить удары по внутреннейстороне запястья, локтям и коленнымчашечкам нападающего. Обычныепредметы.Почтивсе предметы, находящиеся под рукой,можно исполь­зовать в целях самообороны.Например, банкой, кружкой можно нанестиудар по ключице. Фонарь используетсякак дубинка.

Электрической лампочкой,которую необходимо держать за цоколь,обернув в одежду или полотенце, можнонанести множество порезов, если броситьее в лицо своего противника. Любойтяжелый предмет: горсть мелких монет,кусок мыла, кофейную кружку – можнозавернуть в носок или в какой-либопредмет одежды и использовать какдубинку.

Заключение         Вповседневной жизни чаще всего могутвозникнуть криминогенные ситуации,связанные с мошенничеством, воровством,ограблением, вымогательством, шантажом,насилием и похищением. Общиеправила безопасного поведения в такихситуациях состоят в следующем: 1.всегда будьте начеку и умейте распознаватьисточники опасности, чтобы не бытьзастигнутым врасплох; 2.

старайтесь всегда находиться в хорошейфизической форме и психологическибудьте готовы к возможной опаснойситуации; 3.не падайте духом и в любой ситуацииищите выход; 4.постоянно имейте под рукой телефонближайшего отделения милиции; 5.научитесь технике самообороны и принеобходимости защищайте себя самымрешительным образом; 6.

не вступайте в контакт с незнакомымилюдьми, особенно с теми, которые вызываютподозрение; 7.будьте особенно бдительны и внимательныв местах повышенной криминогеннойопасности; 8.затрудняйте, насколько это возможно,действия злоумышленников, так как каждоепрепятствие ставит перед ними задачии для их разрешения требуется время; 9.

старайтесь справиться с шоком и запомнитьприметы преступников, направление ихперемещения, транспорт, которым онипользовались, и сразу же сообщите вмилицию. Правилаповедения человека в конкретныхместах: Наулице: •Не надевайте одежду, излишне подчеркивающуювашу фигуру, а также избегайте дорогихукрашений.

•Если возникла необходимость выйти издома в темное время суток, старайтесьизбегать малолюдных и плохо освещенныхмест, пустынных скверов, на улицахдержитесь подальше от стен домов. •Не откровенничайте с постороннимилюдьми. Не давайте свой адрес и домашнийтелефон без крайней необходимости. •Не «голосуйте» на дороге и не принимайтепредложения подвезти вас от незнакомыхводителей.

•Остерегайтесь любых азартных игр (далеев шахматы можно проиграть состояние)или заключения пари. •Не стремитесь выбрать кратчайшую дорогудомой и избегайте безлюдных и плохоосвещенных пространств и переходов. •Возвращаясь домой поздно, договоритесь,чтобы вас встретили, или возьмитетакси.

•Если вам показалось, что вас кто-топреследует, проверьте это: меняйте темпходьбы, перейдите несколько раз напротивоположную сторону улицы. Есливаши подозрения подтвердились, бегитетуда, где могут быть люди, или просто косвещенному месту. Вобщественных местах: •Особенно оберегайте свои сумки и карманыв многолюдных местах: в универмагах, нарынках, в переполненном транспорте.

Носите сумочку прижатой к телу. Недержите деньги в карманах, в которыелегко проникнуть вору. Менее доступныдля него внутренние карманы, застегнутыена пуговицы или заколотые булавками. •В кафе, в ресторане садитесь подальшеот выхода, лучше спиной к стене, несадитесь в мало освещенные углы. Будьтевнимательны и осторожны с людьми,подсевшими за ваш столик.

•Располагая деньгами, не принимайтеучастие в азартных играх, стремясьувеличить свой капитал: вы можетеостаться без гроша в кармане. •Старайтесь не посещать в одиночкуобщественный туалет: это место, ксожалению, небезопасно. Вобщественном транспорте: •Старайтесь не садиться в пустой автобус,трамвай или троллейбус, а если уж такоеслучилось, садитесь поближе к водителю. •Не спите в общественном транспорте. •Если в автобусе, трамвае или троллейбусенет сидячих мест, стойте в центральномпроходе, а не у выхода, потому что здесьзлоумышленники могут вырвать у вассумочку, «дипломат» или пакет и сразуже выскочить и затеряться в толпе. •При ожидании общественного транспортастарайтесь держаться хорошо освещенныхмест. Вподъезде дома: •Не заходите в подъезд, если за вами идетнезнакомый человек Сделайте вид, чточто-то забыли, и задержитесь у подъезда. •Не проходите к своей квартире и темболее не открывайте ее своим ключом,если кто-то незнакомый находится вподъезде. Влифте: •Входите в лифт, только убедившись, чтона площадке нет посторонних. •Если в вызванном вами лифте уже находитсянезнакомый пассажир, внушающий подозрение,не входите в кабину, а подождите ивызовите лифт снова. •Если вы все же вошли в лифт с незнакомцем,не стойте к нему спиной, наблюдайте заего действиями.

Источник: https://studfile.net/preview/5712650/page:3/

Конспект урока «Экстремальные ситуации криминального характера»

Криминогенная опасность грабежи разбои насилие мошенничество

План-конспект урока №___

Тема урока : «Экстремальные ситуации криминального характера»

Цели урока:

обучающая:

ознакомить обучающихся с правилами поведения в ситуациях криминального характера и основами самообороны;

развивающая:

развивать у обучающихся аналитическое и логическое мышление;

развивать умение предвидеть криминогенную ситуацию, избегать её и правильно и решительно действовать;

воспитательные:

воспитывать у обучающихся внимательность, осторожность, исполнительность и выдержку.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения:

словесный (рассказ, беседа ),

наглядный (демонстрация, иллюстрация),

практический (выполнение задания).

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер .

Дидактическое оснащение : учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией первого заместителя министра МЧС РФ Ю.Л. Вораобьева ; Уголовный кодекс РФ; материалы слайдовой презентации, тестовые задания.

Ход урока

1.Организационный момент .

2. Изучение нового материала.

Опасные ситуации криминального характера.

Общие правила поведения в ситуациях криминогенного характера.

Преподаватель.

Тема сегодняшнего урока «Экстремальные ситуации криминального характера (слайд №1)

Сегодня на уроке познакомимся с правилами поведения в ситуациях криминогенного характера и основами самообороны.

Почему мы сегодня рассматриваем эти ситуации? Да потому, что не меньшее зло чем эпидемии и стихийные бедствия приносит человечеству преступность.

Жизнь и опыт показывают, как важно соблюдать основные правила безопасного поведения: предвидеть опасности, избегать их по возможности, действовать четко и грамотно. Это позволит уберечь себя от многих возможных опасностей, связанных с криминалом.

Беседа с обучающимися:

Какие ЧС криминального характера вы знаете?

Ответ: Мошенничество, хулиганство, грабёж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.

Вопрос: Кто может дополнить?

Первый вопрос урока : «Опасные ситуации криминогенного характера. (слайд №3)

Используя презентацию, рассматриваем Экстремальные ситуации криминального характера.

Запишем Экстремальные ситуации криминального характера: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля. (слайд №3)

Используя презентацию. рассмотрим (раскроем) каждую ситуацию отдельно, приведем примеры.

Мошенничество – открытое изъятие вашего имущества путём обмана или злоупотребления доверием; (слайд №4)

Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу; (слайд №5)

Грабёж – открытое изъятие имущества (без насилия или с насилием, не опасным для жизни и здоровья); (слайд №6)

Кража – тайное хищение имущества; (слайд №7)

Разбой – нападение с целью хищения имущества, соединенное с насилием или угрозой насилия, опасных для жизни и здоровья подвергшегося нападению; (слайд №8)

Рэкет (шантаж) – вымогательство материальных средств, путём угроз и насилия; (слайд №9)

Вымогательство – требование передачи имущества под угрозой насилия над лицом, под охранной которого находится это имущество, насилие над его близкими, оглашение позорящих сведений и т.д. (слайд №10)

Вандализм – бессмысленное уничтожение материальных и культурных ценностей; (слайд №11)

Похищение человека – завладение человеком, изъятие из места его нахождения, перемещение потерпевшего в другое место против его воли и его удержание; (слайд №12)

Изнасилование – половое сношение с применением физического насилия, угроз или с использованием беспомощного состояния потерпевшей; (слайд №13)

Покушение на убийство – умышленное действие непосредственно направленное на совершение убийства, но не доведенное до конца по независящим от виновного причинам; (слайд №14)

Убийство – умышленное или неосторожное лишение жизни человека; (слайд №15)

Работорговля – захват, покупка или продажа людей в рабство. (слайд №16)

Общие правила поведения в ситуациях криминогенного характера: (слайд №19)

Важно помнить, что не одна материальная ценность не стоит вашей жизни. Вы нужны родителям и близким живыми;

И вы должны знать, что люди бывают разные, и иметь дело надо только с тем, кого знаешь.

Затем преподаватель доводит до обучающихся закон пяти “НЕ”, который знают дети многих стран:

  • никогда не разговаривай с незнакомцем;
  • никогда не садись в машину в автомобиль без разрешения родителей, тем более к незнакомцу, даже если он обещает что-либо заманчивое;
  • никогда не играй и не задерживайся по дороге из школы домой;
  • никогда не гуляй с наступлением темноты;
  • не заходи в подъезд или лифт, когда там незнакомый человек;

Первое правило – самое безусловное. Предлог, который найдет злоумышленник, может быть любым: посмотреть каких-то животных, записаться в спортивную секцию, сняться в фильме.

Надо знать, что если ты один, то на любые слова незнакомца должен отвечать: «Извините, нет» или «Извините, я не знаю». И уходить.

Но если, что случилось: вы должны

Успокоиться, не паниковать, реально оценить обстановку;

создать спокойную обстановку;

выполнять все требования нападающего (медленно);

не ждать помощи от окружающих;

не надо проявлять ненужного героизма;

если нападающий несовершеннолетний, не спешите применять против него силу;

постарайтесь избежать прямого контакта с нападающим, уйти от применения силы с обеих сторон;

если у нападающего нет ни холодного, ни огнестрельного оружия, а также подручных средств для нападения (металлической трубы, рельса и т.д.), то и против него нельзя применять вышеперечисленное;

постарайтесь запомнить приметы преступника: как он одет, возраст, цвет волос, их длину, каков цвет и разрез глаз, глубоко они сидят или навыкате, какого размера у него рот, нос и уши, татуировки, шрамы и т.д.

Самооборона и ее пределы

 
Каждый человек имеет право на самозащиту. Одним из ее способов является защита жизни и здоровья в состоянии “необходимой обороны”.

Необходимая оборона есть действие, совершенное при защите интересов государства, общества, личности от посягательства путем причинения вреда посягающему, если при этом не имелось явного несоответствия защиты характеру опасности посягательства.

Уголовное законодательство допускает необходимую оборону граждан от преступлений, потому что она является действием общественно полезным (статья 37 п. 3 УК РФ в редакции от 2001 г.). При определении грани правомерности самообороны должны соблюдаться определенные условия. 

Во-первых, посягательство не должно быть малозначительным. Насилие, ограбление – это значительно. А вот хулиганство – не всегда. Например, ответить на словесное оскорбление ударом – противозаконно. 
Во-вторых, посягательство должно быть реальным, т.е. вред уже причинен или есть реальная угроза его нанесения.

 
Последнее определяется вами по Субъективным оценкам исходя из сложившейся обстановки. К примеру, пьяное ухаживание в многолюдном месте (на дискотеке) ничего общего не имеет с попыткой изнасилования.

 
А вот, если вас остановили в темном переулке и, угрожая оружием, потребовали ценные вещи, деньги, и никого вокруг нет, ясно, что попытка ограбления налицо, и применение вами приемов и средств самообороны будет оправданным, причем независимо от того, окажется ли потом пистолет игрушечным, а нож – деревянным.

Однако здесь необходимо уточнить: право на самооборону сохраняется до тех пор, пока нападение не будет вами отражено или прекращено самим нападающим. 
Оказание вам помощи другими лицами также является правомерным, ибо при этом защищаются права личности, охраняемые государством.

 
И все же старайтесь разрешить ситуацию мирным путем, дабы неумелым применением защитных действий не спровоцировать еще большего насилия.

 
Основы самозащиты 
Ввиду широкого распространения преступности в стране каждому человеку полезно серьезно задуматься об этом и подготовиться психологически и физически к возможной встрече с опасностями криминогенного характера.

 Защищаясь от нападения, необходимо всегда помнить, что вашей целью являются оборона и подготовка к бегству, а не борьба, поэтому для осуществления намеченного будут хороши любые действия. Все то, что вы решили предпринять, должно быть осуществлено быстро и с наибольшей силой. При этом немаловажным фактором успеха является крик. Умение кричать в восточных единоборствах развито до уровня высочайшего мастерства.

Естественно, к возможным экстремальным ситуациям криминогенного, характера нужно специально себя готовить: жизнь не очень любит экспромты.

3.Итоги урока:

Подведение итогов. Комментирование оценок.

Обобщение: Закрепление учебного материала. Контроль знаний обучающихся

Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы ЧС криминогенного характера, ознакомились с правилами поведения при нападении . Эти правила не являются панацеей от всех бед, но, соблюдая их, вы можете избежать возможные уличные опасности и уберечь свою жизнь и здоровье.

Расскажите о законе пяти “НЕ”.

(тест).

Домашнее задание: Повторение пройденного материала. Найти материал по каждому пункту темы: Экстремальные ситуации криминального характера, с примером.

Преподаватель – организатор ОБЖ                       Андрюшевич М.

Вопрос 3: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (Раздел V УК РФ).

Лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина.

ЗАДАЧИ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств ,обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений

«Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» (Глав 14 ст.ст.87-96).

Вопрос: Какое лицо считается несовершеннолетним?

Ответ: несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет (часть1 ст. 87 УК РФ).

К ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия.

Дать под запись: «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним» (ст. 88, ч.1)

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

Статья 88 часть 2 штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф устанавливается в размере от десяти до пятисот минимальных оплаттруда

Статья 88 часть 3 Обязательные работы назначаются на срок от40 до 160 часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительностью не не более 2-3 часа)

Статья 88 часть 4 Исправительные работы (сроком до 1 года)

Статья 88 часть 5 Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет, на срок от 1 до 4 мес.)

Статья 88 часть 6 Лишение свободы на срок до 10 лет с отбыванием в воспитательной колонии

Статья 89 Назначение наказания несовершеннолетнему (что учитывается).

Раскрыть понятие «Семья, находящаяся в социально-опасном положении». Привести примеры.

Рассмотреть вопрос о дальнейшей судьбе несовершеннолетних, находящихся в воспитательной колониях, достигших возраста 18 лет.

Заключительный инструктаж

Сегодня на уроке мы рассмотрели вопросы ЧС криминогенного характера, ознакомились с правилами поведения при нападении на вас. Эти правила не являются панацеей от всех бед, но соблюдая их, вы можете избежать возможные уличные опасности и уберечь свою жизнь и здоровье.

Подведем итоги урока. Особенно активным учащимся выставлены оценки.

Задание на дом.

Преподаватель организатор ОБЖ                       Андрюшевич М.

Структура урока «Визитные карточки»

№ п/ п

Этапы урока

Время

урока

Средства обучения

Метод проведения

1

Организационный момент

2мин

Подготовка к уроку Сообщение темы и целей занятия Таблица оценки знаний

Слайд 1

2

Актуализация и мотивация знаний

4мин

Разбор ЧС

Вопрос -ответ

Устные сообщения

3

Изучение нового материала

5мин

Объяснение нового материала, работа с гипертекстом

Гипертекст Визитные карточки,

слайды 3

Рассказ-беседа,

работа с гипертекстом

4

Поэтапное закрепление 1

2мин

Сортировка образцов слайдов

Вопрос -ответ

Самостоятельная работа обучающихся

5

Продолжение изучения нового материала

20мин

Объяснение нового материла, работа с гипертекстами

Гипертекст Слайд 4-18

Рассказ-беседа,

. работа с гипертекстом

6

Поэтапное закрепление 3

8мин

Выполнение тестового задания (2 варианта, взаимопроверка), выставление оценок

Тестовое задание,

Самостоятельная работа обучающихся

6

Итоги урока

Змин

Подведение итогов. Рефлексия.

Итоги (оценки, комментарии)

оценочный лист

8

Домашнее задание

1мин

” Повторение пройденного материала. Подготовка материала по каждому пройденному на уроке ЧС

Самостоятельная домашняя работа

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-ekstremalnie-situacii-kriminalnogo-haraktera-516219.html

Основы безопасности жизнедеятельности11 класс

Криминогенная опасность грабежи разбои насилие мошенничество

• характеристика чрезвычайных ситуаций криминогенного характера и уголовная ответственность несовершеннолетних;

• хулиганство, грабёж, разбой, воровство, насилие, вандализм;

• самооборона и меры предупреждения криминогенной опасности.

криминальный; криминогенный; преступление; экстремальная ситуация криминогенного характера; самооборона.

Любая встреча со злоумышленником является экстремальной ситуацией для человека. Неожиданность действий и наглость преступника могут вызвать сильный стресс и растерянность. Благодаря этому у преступника появляется возможность воспользоваться слабостями жертвы, чтобы оказать на неё психологическое воздействие.

В большинстве случаев причиной экстремальных ситуаций является либо отсутствие у человека знаний и опыта поведения в предлагаемых обстоятельствах, либо наличие знаний, но пренебрежение правилами безопасности. Почти везде можно встретить людей, которые в силу разных причин способны причинить вред жизни и здоровью других людей. Не надо подозревать всех, но быть осторожным — необходимо.

Учебный предмет ОБЖ предлагает краткий курс «Выживание в предлагаемых экстремальных условиях природной и социальной среды». Трудно предугадать опасность, но вне дома необходимо быть внимательным и осторожным, тогда неприятная встреча с преступником не застанет врасплох.

Опытные преступники следят за потенциальной жертвой, выбирая наилучший момент для преступления. Преступники ходят по домам, используют любой предлог, чтобы им открыли дверь.

Варианты могут быть самые разные: «знакомый передаёт посылку родителям», «почтальон принёс подарок ребёнку», «сантехник должен проверить квартиру, так как кто-то затопил водой квартиру соседей снизу», «откройте, полиция», «дайте воды, человеку плохо»…

Во всех случаях, не вступая в диалог, следует прекратить разговор и вызвать полицию.

Криминальный, криминогенный — имеющий отношение к преступности. Опыт показывает, что уберечь себя можно, соблюдая основные правила безопасного поведения: предвидеть возможные опасности, стараться избегать их, действовать грамотно и решительно.

Преступление — это общественно опасное деяние, запрещённое законом под угрозой наказания (Уголовный кодекс Российской Федерации — свод законов об уголовной ответственности граждан). Противоправное деяние человека подлежит рассмотрению суда, а человек в Российской Федерации несёт уголовную ответственность за правонарушения с 14 лет, в особых случаях — ранее.

Виды уголовно наказуемых преступлений (криминальных противоправных действий): грабёж, разбой, воровство, хулиганство, насильственные действия, экстремизм, терроризм, угон транспортного средства, вандализм и др.

Экстремальной ситуацией криминогенного характера называют обстановку, которая сложилась в результате преступных действий правонарушителей, угрожающая жизни и здоровью людей, а также является причиной значительного ущерба материальным и духовным ценностям общества и его граждан.

Желание проверить свои силы в рисковом деле, осуществить свои мечты, заслужить уважение приятелей часто приводит к криминогенной ситуации.

Например, покататься на чужой машине, на машине родителей, но без прав или «взять то, что плохо лежит», напугать одноклассника, отомстить ему и др.

Детские «шалости» рассматриваются как уголовно наказуемые деяния с 14 лет, в некоторых случаях — ранее.

Для преступников наказание неминуемо!

НЕЗНАНИЕ ЗАКОНА НЕ ОСВОБОЖДАЕТ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ!

Состояние алкогольного или наркотического опьянения является отягчающим вину правонарушителя обстоятельством — наказание усиливают!

Несовершеннолетнему могут быть назначены принудительные меры воспитательного воздействия: • предупреждение; • передача под надзор родителей или заменяющих их лиц либо специализированного государственного органа; • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Специальные пункты статей Уголовного кодекса Российской Федерации определяют меры ограничения свободы несовершеннолетним правонарушителям в зависимости от тяжести правонарушения.

Статистика преступлений говорит о многообразии криминальных ситуаций, поэтому дать конкретные рекомендации на все случаи жизни не всегда является возможным. Но отметим, что предвидеть криминогенную ситуацию гораздо проще, чем действовать в ней.

Чтобы не стать жертвой хулиганов и грабителей, необходимо учиться управлять своими мыслями и чувствами, «включать здравый смысл» и соблюдать ряд правил безопасности жизнедеятельности.

Рекомендации специалистов по предупреждению криминогенных ситуаций: • не вступать в диалог с незнакомцами, постараться быстрым шагом уйти (пока ваш преследователь дезориентирован вашим рассудительным и уверенным в себе поведением); • громко и не стесняясь звать на помощь, верить в свои силы и в помощь хороших людей, потому что речь идёт о вашей жизни; • не поддаваться уговорам приятелей совершить вместе экстремальный поступок, получить быструю выгоду или просто развлечься; • если возвращаетесь в тёмное время суток — позвоните домой, пусть вас встретят, выбирайте безопасный маршрут, избегайте малолюдных мест; • на безлюдной улице идите по краю тротуара навстречу движению транспорта, если автомобиль притормаживает рядом, разумнее перейти на другую сторону улицы (не садитесь в машину к незнакомым людям); • не заходите в чужие дома и квартиры, если вас просят о помощи, переадресуйте эту просьбу любому взрослому; • не заходите в подъезд или в лифт с незнакомыми людьми, убедитесь, что за вами никто не идёт, не стойте прямо перед дверью лифта, отойдите чуть в сторону, чтобы вас не могли туда втолкнуть; • если заметили, что вас преследуют, звоните в двери соседей, зовите на помощь, при нападении поднимите шум, защищайтесь любым способом (ручкой, ключами, песком в глаза и др.), если вы в лифте, выбегайте из него, кричите, звоните во все двери без стеснения — главное — спастись!

Если же вы оказались в чрезвычайной ситуации — столкнулись лицом к лицу с преступником, нужно постараться запомнить его приметы, по которым его можно задержать.

В целях безопасности рекомендуется: по первому требованию уличного грабителя отдать деньги; не тянуть к себе сумку, если её вырывают, не вступать в пререкания. Говорить спокойным и твёрдым тоном и быть уверенным в себе.

Если возможно, то изменить свой маршрут и постараться уйти в безопасное место.

Ежедневная тренировка своей бдительности и сообразительности — это не только увлекательная игра, но и жизненная необходимость, которая даёт уверенность в себе.

Человек должен знать, что согласно Конституции Российской Федерации, никто не может ущемлять его права, покушаться на честь и достоинство, угрожать его здоровью и жизни.

Законы Российской Федерации охраняют ваши права и разрешают защищаться от преступника любыми способами.

Статья 37 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет пределы необходимой обороны, самообороны так:

«1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой самообороны… если это было сопряжено с насилием, опасным для жизни обороняющегося или другого лица, либо с непосредственной угрозой применения такого насилия.

2. Защита… является правомерной, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны, т. е. умышленных действий, явно несоответствующих характеру и опасности посягательства.

2.1. Не являются превышением пределов необходимой обороны действия обороняющегося лица, если это лицо вследствие неожиданности посягательства не могло объективно оценить степень и характер опасности нападения.

3. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на всех лиц независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки…»

Не забывайте, уходя из дома, закрывать на все замки дверь, окна, балкон, не оставляйте ключи под ковриком или в почтовом ящике. Носите в кармане простой свисток, которым легко воспользоваться в случае опасного преследования; кричите «Пожар!», «Горим!» — люди, как правило, реагируют на такую информацию.

Основная заповедь подростку: всегда отвечай «нет» незнакомцу на улице!

В случае острой необходимости — разбейте окно на первом этаже, тогда люди обязательно отреагируют, и это может спугнуть преступника. Изучите окрестности дома, микрорайона, где бываете, тогда вам будет легче уходить от преследования. Не забегайте в подъезды, подземные переходы, глухие дворы, на пустыри и стройки.

Существуют три способа защиты в случае преступного нападения: убежать, спрятаться, действовать хитростью: использовать встречное нападение. Физическая схватка с преступником нежелательна, её надо постараться избежать.

1. Назовите экстремальные ситуации криминогенного характера.

2. Назовите виды криминогенных правонарушений и формы уголовной ответственности несовершеннолетних.

3. Как в Уголовном кодексе Российской Федерации характеризуются пределы допустимой самообороны?

4. Какие правила безопасного поведения следует соблюдать, возвращаясь домой в тёмное время суток?

5. Подумайте, какие места в районе вашего проживания являются наиболее опасными для подростков и почему.

1. Особенности виктимного поведения подростков и безопасность.

2. Личное кредо безопасности («Моя хата — с краю», «Будь готов» и др.).

3. «Мухи паутины»: жертвы преступлений в сети Интернет.

Источник: https://xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai/obzh_11_kim/obzh_materialy_zanytii_11_11_kim.html

Лекция криминогенная опасность

Криминогенная опасность грабежи разбои насилие мошенничество

ДОКЛАД

на тему: «Криминогенная опасность»

Донецк 2018

Криминогенная опасность

Криминогенная опасность – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления. Экстремальные ситуации криминогенного характера – явление распространенное.

Факторы, способствующие росту общего числа нарушений: нестабильность общественно – политической обстановки, углубление деструктивных процессов в экономике, снижение уровня жизни большей части населения, деформация в общественном сознании определенной части населения, падение общей культуры и духовное обнищание.

В повседневной жизни часто могут возникнуть криминогенные ситуации, связанные с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением.

Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора. Синонимами слова «террор» (лат. terror – страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение». Общепринятого юридического определения этого понятия не существует. В российском праве (УК, ст.

205), определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. 

Суть терроризма – насилие с целью устрашения. Субъект террористического насилия – отдельные лица или неправительственные организации. Объект насилия – власть в лице отдельных государственных служащих или общество в лице отдельных граждан.

Кроме того – частное и государственное имущество, инфраструктуры, системы жизнеобеспечения.

Цель насилия – добиться желательного для террористов развития событий – революции, дестабилизации общества, развязывания войны с иностранным государством, обретения независимости некоторой территорией, падения престижа власти, политических уступок со стороны власти и т.д.

Террористическую деятельность могут вести террористы-одиночки, террористические группы и организации (в том числе международные при поддержке определенных государств).

Терроризм осуществляется как борьба подпольная, насильственная, целенаправленная, управляемая, идеологизированная. Жертвы терроризма могут быть случайными или выборочными (представляя собой символы каких-либо институтов).

Террористический акт выполняет функции устрашения определенной категории лиц либо пропагандирует идеи террористов.

Под сущностью терроризма следует понимать совокупность признаков, присущих терроризму как преступному деянию.

Во-первых, отличительной чертой терроризма является то, что он порождает высокую общественную опасность в результате совершения обще опасных действий, при этом умыслом террориста является причинения смерти лицам, которые захватываются в качестве заложников.

Во-вторых, терроризм имеет публичный характер его исполнения.

В-третьих, особенностью терроризма является преднамеренное создание обстановки страха, подавленности, напряжённости.

Страх создаётся виновными не ради самого страха, а в качестве достижения цели, необходимой террористам, то есть страх не конечная цель.

В-четвёртых, при терроризме обще опасное насилие применяется в отношении одних лиц, а воздействие в целях склонения к определённому поведению оказываются на другие лица. 

Нередко понятие террор и терроризм употребляются как синонимы. Мы видим, что терроризм – это преступление, совершаемое над группой людей с умыслом достижения определённых целей.

Террор – способ действия любого субъекта (государства, организации, физического лица) с использованием силы, угрозы, возбуждения страха как массовое насилие, например, «война», «агрессия». То есть террор – массовое насилие, применяемое в основном субъектами власти, и в связи с этим существуют понятия «идеологический террор» и «государственный террор», «административный».

По характеру субъекта террористической деятельности, терроризм делится на:

Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) – в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация

Организованный, коллективный – террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм).

Организованный терроризм – наиболее распространённый в современном мире.

По своим целям терроризм делится на:

Националистический – преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

Религиозный – может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную (Исламистский терроризм);

Идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.

Места скопления людей, где преступникам легко совершить преступление и скрыться, называют зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы, парки, кинотеатры, театры, места различных гуляний и т. д.

К наиболее опасным террористическим актам можно отнести:

– взрывы в местах массового скопления людей (на рынках, в зданиях вокзалов, в кинотеатрах, во время демонстраций и т. д.);

– захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников;

– похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического воздействие на опасные промышленные объекты (например, химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение которых или нарушение их работы может вызвать массовое поражение людей);

– отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний;

– искусственное заражение местности радиоактивными отходами.

На вокзалах преступник может скрыться, затерявшись среди людей, сев в любую электричку. Вокзалы своим многолюдием привлекают в основном воров и мошенников, «бомжей», так как среди большого количества людей всегда найдутся простаки, которых легко обмануть.

Находясь на вокзале, следует соблюдать следующие правила безопасного поведения:

1. не оставлять свои вещи без присмотра;

2. не доверять свои вещи, багаж незнакомым людям;

3. не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды;

4. чтобы не стать жертвой обмана, не стоит играть в различные лотереи, «наперстки», принимать участие в тиражах и розыгрышах. Постойте несколько минут и присмотритесь, кто постоянно играет и выигрывает. Вы лично можете убедиться, что это одни и те же лица.

Парки – излюбленные места сбора молодежи, подростков, различных компаний, места для распития спиртных напитков, а человек в состоянии опьянения теряет над собой контроль, привлекает грабителей и преступников всех мастей. В парке преступнику легко скрыться, поэтому не следует заходить в уединенные глухие места, следует держаться около людей.

Городские рынки также являются зонами повышенной опасности. Это возможные места скопления воров, грабителей, мошенников. Здесь преступнику тоже легко скрыться, затерявшись в толпе.

Также криминогенные ситуации часто возникают в темное время суток в плохо освещенных и малолюдных местах, в подъездах домов и лифтах. При угрозе необходимо исходить из реальной, конкретной обстановки, не стесняться обращаться за помощью к работникам магазинов, аптек, банков и других учреждений и организаций.

Выходя вечером на улицу, не надо надевать дорогую, броскую одежду, украшения, брать большие суммы денег.

Опасно выбирать маршрут движения, проходящий через пустыри, безлюдные скверы, глухие переулки и другие пустынные места. Нельзя принимать предложения прокатиться или подвезти от незнакомых водителей.

Если появилось ощущение, что кто-то преследует, надо убедиться в этом и спешить к освещенному месту, звать на помощь людей.

Следует задержаться и не заходить в подъезд дома, если следом идет человек, внушающий подозрение. При угрозе нападения надо привлечь внимание соседей (стучать и звонить в двери, кричать). При явном нападении, оценив ситуацию, защищаться, стараясь ошеломить и озадачить нападающего. После нападения немедленно сообщить в милицию.

Вызвав лифт, не следует заходить в него, если там уже находится подозрительный пассажир. Нельзя стоять в кабине лифта спиной к попутчику.

Подвергшись нападению, необходимо защищаться, кричать, стучать по стенкам кабины, стараться нажать кнопки «Вызов диспетчера» и «Стоп».

По возможности надо пытаться выскочить на площадку или на улицу и позвать на помощь. Оказавшись в безопасности, следует вызвать полицию.

Важное значение для самозащиты в криминогенных ситуациях имеет психологическая подготовка человека.

Спокойное и уверенное поведение, умение справиться со страхом и взять инициативу в свои руки, стремление убедить потенциального агрессора в возможности мирного разрешения ситуации, неожиданные действия, а при необходимости использование приемов самозащиты — хорошая гарантия не стать жертвой преступников.

Источники:

1. http://knowledge.allbest.ru/life/3c0a65635a3bc78a5d53b89421206d27_0.html

2. http://xn--80ahc0abogjs.com/psihologiya-pedagogika-voennaya/ponyatie-terrorizma-ego.html

Источник: https://multiurok.ru/files/lektsiia-kriminogennaia-opasnost.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть