К 162

Подводная лодка К-18, К-162, К-222. Проект 661

К 162

К-18, К-162, К-222
проект 661

фотография:

КрПЛ К-162 проекта 661 на испытаниях

историческая справка:

1962 год 3 мая
Зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-18;

1962 год 31 декабря

Снята со строительства;

1963 год 28 декабря

Заложена в цехе №42 на Северном машиностроительном предприятии в г.Северодвинск как экспериментальная крейсерская подводная лодка проекта 661;

1965 год 27 января

Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался возле пола. Однажды это привело к трагедии. Рабочие готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон от предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль за составом воздуха;

1965 год осень

Сформирован экипаж;

1968 год 21 декабря

Спущена на воду (выведена из дока). Входила в состав 339-й отдельной бригады строящихся и ремонтируемых подводных лодок БелВМБ;

1969 год

В декабре на испытаниях при 80% мощности реакторов достигла скорости 42 узла. После всплытия обнаружилось, что во время 12-часового полного хода сорвало входную дверь ограждения рубки, три лючка в надстройке и обтекатель аварийно-сигнального буя. Плоская палуба надстройки стала выпуклой. Выполнена программа государственных испытаний. Ответственный сдатчик Палкин К.М., сдаточный механик Леонов Э.П.;

1969 год 31 декабря

Подписан приемный акт. Вступила в строй;

1970 год 9 января

Вошла в состав Краснознаменного Северного флота;

1970 год январь – 1971 год декабрь

Опытная эксплуатация. Пройдено около 40000 миль, из них около 30000 под водой;

1970 год 14 декабря

Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу;

1970 год 18 декабря

Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Маслов, главный конструктор Шульженко и ответственный сдатчик Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление ГТЗА. На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97% была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.;

1970 год 29 декабря

Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу;

1971 год февраль – март

Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия очередного съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту – председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ кап.1р. Э.Бульон разрешил развить ход при 100% мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания – 44,7 узла;

1971 год 25 сентября – 4 декабря

Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан, где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США “Саратога” (USS “Saratoga” CV-60). Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату);

1972 год 24 октября – 1975 год 6 января

Находилась в среднем ремонте на “Севмашпредприятии” в г.Северодвинск. Основным видом работ были сварочные – заваривались многочисленные трещины в корпусе;

1974 год ноябрь

Вышла в море для испытаний. На борту, кроме экипажа, находилось около 200 человек сдаточной команды. АПЛ прошла скоростные испытания (опять показав скорость около 45 узлов) и глубоководное погружение на 300 метров. При погружении открылась течь во 2-м отсеке, через прокладку клапана осушения акустической выгородки – трюм был затоплен на 25-30 см.;

1975 год январь

Возвратилась к месту постоянного базирования в Западную Лицу. После захода в пункт базирования было обнаружено нарушение гермитичности одного из ТВЭЛов. В течении трех суток проводились дезактивационные мероприятия;

1975 год апрель

Приняла участие в учении “Океан-75”;

1977 год 25 июля

Переклассифицирована в большую подводную лодку;

1978 год 15 января

Присвоен новый тактический номер К-222;

1978 год 21 декабря – 1981 год 24 февраля

Находилась в среднем ремонте на “Севмашпредприятии” в г.Северодвинск. 30 ноября 1980 года во время послеремонтных испытаний лодки из-за ошибки в монтаже системы управления и защиты реактора последовало резкое повышение температуры и давления в реакторе и системе первого контура с разгерметизацией последнего, личный состав не пострадал;

1980 год (предположительно)

327-й экипаж АПЛ проекта 670 переформирован в экипаж АПЛ проекта 661;

1981 год

Выполнила задачи автономной БС;

1984 год

Расформирован 327-й экипаж ПЛ проекта 661;

1984 год июнь

Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭскПЛ КСФ с базированием на губу Ара (г.Видяево);

1984 год декабрь

Выведена из эксплуатации;

1988 год

Поставлена на прикол в г.Северодвинск. Перечислена в состав 339-й БрСРПЛ БелВМБ;

1989 год 14 марта

Исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ;

1999 год 7 ноября

Спущен флаг ВМФ. АПЛ передан гражданскому экипажу предприятия “Севмаш”;

2000 год – 2008 год

Находилась в ожидании утилизации в акватории ФГУП “ПО “Севмаш”;

2008 год 23 июля

Переведена с ФГУП “ПО “Севмаш” на ФГУП “МП “Звездочка” для дальнейшей утилизации;

2010 год сентябрь – октябрь

Утилизирована на ОАО “ЦС “Звездочка”, трехотсечный блок оставлен на плаву неподалеку от причала №27 (г.Северодвинск). Ограждение рубки было сохранено и по состоянию на 2015 год хранилось на предприятии для возможной установки в качестве мемориала северодвинским корабелам;

2013 год май

Специалисты ОАО “ЦС “Звездочка” приступили к выгрузке ОЯТ из реакторов ПЛ. Свыше 700 радиоактивных стержней требовалось переместить из реакторов в специальные транспортные контейнеры. Конструктивные особенности реакторов этой АПЛ не позволяли использовать для извлечения топливных сборок оборудование, применявшееся на АПЛ других проектов, пришлось, по сути, конструировать и делать новое оборудование;

2014 год 1 декабря

Выгружен реактор левого борта. В декабре первый спецэшелон вывез отработавшее ядерное топливо на уральский комбинат “Маяк” для хранения и переработки”;

2015 год 18 марта

Выгружен реактор правого борта;

2015 год март

К концу марта завершена уникальная операция по выгрузке отработавшего ядерного топлива и герметизация реакторов АПЛ;

2015 год июнь

Трехотсечный реакторный блок АПЛ отбуксирован в ПДХ “Сайда” (губа Сайда, Кольский полуостров) для долговременного хранения;

2020 год 9 октября

В Северодвинске запланировано создание декоративной композиция “Рубка АПЛ проекта 661”. Размещение композиции планируется в Приморском парке, расположенном на территории градостроительного квартала 095 в районе бульвара Строителей. Основной композиционный элемент – рубка атомной подводной лодки К-222 проекта 661. Ориентирована рубка носовой частью в сторону города, символизируя возвращение подводной лодки в порт. Основанием для рубки является макет части корпуса подводной лодки, выполненный из бетона и окрашенный в цвет рубки. Основание обрамлено гранитным постаментом с цоколем. По периметру бетонного основания расположены декоративные элементы в форме льдин, которые создают эффект всплытия подводной лодки сквозь постамент, словно через толщу льда. Материал льдин: белый Полотцкий мрамор с полированными лицевыми поверхностями и неровными сколотыми краями (вид обработки “скала”). Вся композиция слегка приподнята носовой частью, что создает дополнительный визуальный эффект всплытия. Проектом предполагается подсветка носовой части рубки и льдин прожекторами, дающими мягкий холодный свет. Автор проекта – архитектор Смирнова Юлия Андреевна.

командиры (в/ч 81251):

1. Голубков Ю.Т. (1965-1975) 2. Лищинский В.С. (1975-1985-1986?) 3. Филатов В.П. (1985?-1986-10.1987) 4. Горюнов О.В. (1987-1990?) 5. Касаткин Ю.И. (1990?-199?) 6. Самойлов А.В. (199?-1996)

7. Криветченко А.А. (1996-1999)

дополнительная информация:

1. Фотография АПЛ К-162 проекта 661 на испытаниях. 1969 год (предположительно).
2. Фотография АПЛ К-222 проекта 661 на ФГУП “ПО “Севмаш”. 2005 год (предположительно).
3.

Фотография АПЛ К-222 проекта 661 перед постановкой в док на утилизацию. 2010 год.
4. Фотография АПЛ К-222 проекта 661 в доке на ОАО “ЦС “Звездочка”. 2010 год.
5.

Фотография ограждения рубки АПЛ К-222 проекта 661 после утилизации. 2010 год (предположительно).

список источников:

1. Кузин В.П., Никольский В.И. “Военно-Морской Флот СССР 1945-1991”, ИМО, Санкт-Петербург, 1996г. 2. “Подводные лодки России”, т.4, ч.1, ЦКБ МТ “Рубин”, Санкт-Петербург, 1996г. 3. Бережной С.С. “Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России”, МИА, №7, 2001г. 4. Разлетов Б.К.

“История СПМБМ «Малахит»”, т.1, Гангут, Санкт-Петербург, 2002г. 5. Данные по соединениям с портала “Подводный Флот России”. 6. Информация с сайта http://www.rosflot.ru/date/12/31.shtml. 7. Информация с сайта http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=2858. 8. Информация с сайта http://smena.

ru/news/2006/11/08/9252. 9. Статья “Корабль, обогнавший время”, Северный рабочий, 25.01.2005 10. “Одннадцая дивизия подводных лодок Северного флота”, спец.выпуск №6, ВТА Тайфун, 2008г. 11. Информация от ветеранов подводников КСФ и работников предприятий “СевМаш” и “Звездочка”.

12.

Воспоминания членов экипажаю

Возврат на Главную страницу сайта «Штурм Глубины»

Дизайн, подборка материала и верстка Николаев А.С.© 2003-2020

Источник: http://deepstorm.ru/DeepStorm.files/45-92/nsrs/661/k-162/k-162.htm

К 162

К 162

К 162 “Золотая Рыбка” Убийца авианосцев — самая быстрая подводная лодка в истории

50 лет назад советская военная подводная лодка К-162 установила мировой рекорд по скорости движения под водой – более 80 километров в час.

Ни одна торпеда в те времена не могла угнаться за этим подводным ракетоносцем. Вслед за ним Советский Союз выпустил в Мировой Океан еще более десятка скоростных подводных «убийц авианосцев».

Но сейчас ни одного из них уже нет. Кто и как торпедировал отечественный скоростной подводный флот?

Ровно полвека назад в списки кораблей Военно-морского флота СССР была зачислена подводная лодка К-162 (известная позднее также как К-222).

Самой лодки как таковой на тот момент еще не было – она только строилась на стапелях «Севмаша».

Однако, ни у военных, ни у отечественных корабелов не было ни малейшего сомнения в том, что К-162 через несколько лет будет достроена, сдана в эксплуатацию, и вступит в строй.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Эта уверенность, видимо, основывалась на том, что первая атомная подводная лодка проекта 661 «Анчар» должна была ознаменовать собой появление у Советского Союза совершенно нового класса подводных лодок, предназначенных для торпедно-ракетных ударов по авианосным соединениям противника.

Напомню, что к середине прошлого века в США окончательно сложилась новая военная стратегия, которая предусматривала создание тотального господства этой страны на просторах Мирового Океана. Основным инструментом для этого было выбрано наращивание мощности морских наступательных сил в виде авианосных ударных групп (АУГ).

У СССР, который к тому времени еще не оправился от войны, денег на строительство авианосцев не было. И не было, по сути, и эффективных средств борьбы с ними в открытом океане. Дальность стрельбы торпедами советских субмарин того времени не превышала 3-4 км.

А для того, чтобы произвести ракетный залп по американским АУГ, советским подлодкам пришлось бы сначала всплывать на поверхность, что лишало атаку на АУГ всякой внезапности.

Поэтому политическое и военное руководство СССР поставили перед советскими конструкторами и инженерами задачу создать крылатую ракету, которая бы с подводного старта могла поражать крупные надводные корабли на расстояние несколько десятков километров, и соответствующий подводный носитель этого оружия.

Такой ракетный комплекс П-70 «Аметист» в ОКБ-52 под руководством Владимира Челомея был создан в конце 60-х годов прошлого века.

Низколетящая противокорабельная ракета (ПКР) с подводным стартом, конечно, проигрывала ПКР, запускаемой с поверхности, по дальности (до 80 км) и по массе боевой части. Однако, на тот момент это был революционны шаг.

Во – первых, ни у кого в мире такой ракеты еще не было, а во-вторых, советским корабелам удалось создать уникальный корабль для несения и запуска этих ракет.

Носитель П-70 — подводная лодка К-162, разработанная ЦКБ-16 (ныне – «Малахит») под руководством академика Николая Исанина, на тот момент представляла из себя, фактически, квинтэссеницию советской военной инженерной кораблестроительной мысли.

В советской кораблестроительной школе как-то так повелось, что степень технической новизны при создании головного, а затем и серийного проекта не должна превышать 20-25% по сравнению с предыдущим поколением лодок. В случае же с опытно-экспериментальной лодкой пр.661 конструкторам было прямо запрещено использовать уже существующие решения.

В итоге эту лодку проектировали и строили более 10 лет – с конца 50-х годов прошлого века по 31 декабря 1969 года, когда был подписан приемный акт и корабль вступил в строй. Но что это была за лодка!

В первом «Анчаре» были воплощены в жизнь почти 400 совершенно новых технических решений. Специально для него, например, была разработана двухвальная атомная пароэнергетическая установка мощностью по 40 тысяч л. с., на каждом валу (эта мощность вдвое превосходила на тот момент мощностью любых подлодок в мире).

Эта установка включала в себя две автономные группы оборудования левого и правового бортов и состояла из двух реакторов, двух главных турбозубчатых агрегатов, двух автономных турбогенераторов и вспомогательного оборудования.

Запасы ядерного горючего в реакторах могли обеспечить более четырех кругосветных плаваний полным подводным ходом без перезарядки активной зоны реактора.

Управление пароэнергетической установкой осуществлялось оператором дистанционно из поста управления, путем задания необходимого режима с автоматическим выводом на мощность по заданному режиму хода с помощью автоматизированной системы управления защиты и контроля.

Степень автоматизации и телеметрии на К-162 вообще на порядок превосходила ту, что применялась в тот момент на советских и зарубежных атомных подводных лодках. Степень комфорта для экипажа – тоже. К-162 даже внешне кардинально отличалась от советских атомных подводных лодок 1-го поколения — носителей крылатых ракет (пр.659, 675). Если первые были узкие и длинные, с заостренными носами, то корпус «Анчара» напоминал кита с большим закругленным носом.

Однако, главным отличием К-162 от всех существующих на тот момент подводных лодок мира являлся материал, из которого был изготовлен его прочный корпус – титан.

В отличие от маломагнитных сталей, из которых строились и строятся сейчас корпуса всех подводных лодок мира, титановый сплав обладает более высокой прочностью, немагнитностью и стойкостью к коррозии.

Правда, на тот момент не только в СССР, но и в мире не существовало технологий изготовления деталей из титана больших размеров и сварки их воедино с необходимыми прочностными характеристиками.

Поэтому для строительства первой титановой подводной лодки длиной около 120 метров была радикальна преобразована вся советская титановая индустрия. В результате Запорожский и Березниковский титаномагниевые комбинаты смогли производить крупные слитки массой четыре – шесть тонн для подлодок, а на «Севмаше» было создано самое совершенное сварочное производство титановых сплавов с аргоногелиевой защитой.

Итогом все этих усилий стала атомная подводная лодка с 10 установками для подводного запуска крылатых ракет, которая на государственных испытаниях в конце 1969 года при мощности реактора 80% на глубине 100 метров развила скорость 42 узла (77 км в час).

Годом позже новая советская подводная лодка официально установила мировой рекорд скорости движения под водой, разогнавшись на той же глубине до скорости 44,7 узла (почти 83 км в час).

Что это значило для вероятного противника, российские военные моряки продемонстрировали в 1971 году, когда К-162 в Атлантическом океана «села на хвост» ударному авианосцу 6-го флота США «Саратога», возвращавшегося из Средиземного моря в Майами, и несколько часов преследовала его, периодически обгоняя под водой идущий «на всех парах» авианосец (его скорость в тот момент составляла 30 узлов).

Таким образом, благодаря ПЛ проекта «Анчар», Советский Союз получал мощное средство борьбы против подводных лодок и авианесущих соединений вероятного противника.

Эти лодки могли стремительно приближаться к вражеским кораблям, эффективно атаковать их из-под воды, и столь же стремительно уходить из-под удара.

«Анчар» на тот момент физически не могли догнать не только корабли противника, но и выпущенные им в сторону новых советских подводных лодок торпеды (скорость торпед в 70-е годы прошлого века не превышала 25 узлов в режиме поиска цели и 40 узлов в режиме сближения с нею).

Однако, в серию подводные лодки пр.661 «Анчар» так и не пошли. Прослужив почти 20 лет, в 1988 году К-162 была выведена из состава ВМФ и осенью 2010 года утилизирована.

Наиболее очевидной причиной того, что «Анчар» так и не пошел в серию, является стоимость лодки. Титановый корпус подводной лодки, по словам генерального директора «Малахита» Владимира Дорофеева, стоит в 5-6 дороже, нежели корпус из маломагнитной стали.

И даже с учетом огромных мобилизационных возможностей советского времени, экономика СССР, очевидно, не могла потянуть серийное строительство ПЛ пр.661 «Анчар». По некоторым данным, стоимость первой лодки могла составить до 1% годового ВВП Советского Союза периода 60-х годов прошлого века.

Второе обстоятельство, повлиявшее на судьбу проекта «Анчар» — акустическая заметность лодки. С одной стороны, титановый корпус делал эту лодку практически незаметной для гидролокаторов противника. Но только до скорости хода 35 узлов.

Когда же лодка разгонялась свыше этой скорости, появлялся сильный внешний гидродинамический шум, созданный турбулентным потоком при обтекании корпуса ПЛА. Причем в районе центрального поста лодки этот шум достигал уровня 100 децибелл1. Это равносильно шуму вагона метра1, проходящего от вас в нескольких метрах, или недалеким раскатам грома.

Причем, никто в мире об этом не знал – этот факт обнаружился как раз при эксплуатации К-162. И что с этим делать, до сих пор толком тоже никто не знает. Поэтому скорость всех крупных и российских, и американских подводных лодок третьего-четвертого поколения, построенных в последние полтора десятка лет, по открытым данным, не превышает 35 узлов.

В итоге, проект «Анчар» трансформировался по двум направлениям. Еще во времена строительства в Северодвинске К-162, в Нижнем Новгороде, на судостроительном заводе «Красное Сормово» по проекту ЦКБ «Лазурит» для несения новых крылатых ракет «Аметист» начали строить атомные лодки проекта 670 «Скат».

За счет стального корпуса они были относительно дёшевы, обладали меньшим, чем «Анчар» водоизмещением (3580 тонн надводного водоизмещения против 5197 тонн), ходили под водой на скорости 25 узлов, но со своей задачей – караулить вражеские авианосцы, вполне справлялись.

В 60-70-х годах прошлого века было построено, в общей сложности, 17 таких лодок, на каждой из которых стояло по 8 пусковых установок П-70 . Все «Скаты» были уничтожены с 1991 по 1994 годы.

Эстафету в скорости «Анчар» передал атомным подводным лодкам «Лира». У них тоже были титановые корпуса, и эти небольшие (надводным водоизмещением 2300 тонн) лодки могли развивать скорость до 41 узла.

Ракет на них не было — только торпеды, поскольку лодки этой серии предназначались для поиска и уничтожения вражеских субмарин. При этом лодки получились чрезвычайно верткими – на разгон до полного хода им требовалось не более 1 минуты, а за 42 секунды лодка могла развернуться на 180 градусов.

По открытым данным, с 1971 по 1981 год в Ленинграде и на «Севмаше» было построено 7 таких лодок. Все они были выведены из состава флота также в начале 90-х годов прошлого века. Вот так, по сути, закончилась история советских скоростных подводных лодок с титановыми корпусами.

Далее конструкторы пошли по пути применения других технических решений для увеличения скорости подводных лодок до 35 узлов.

При этом несколько подводных лодок с корпусами из титана, построенных в советское время, по-прежнему находятся в составе ВМФ России – две лодки проекта 945 «Барракуда» (одна из них сейчас модернизируется), две лодки проекта 945А «Кондор», и, предположительно, одна лодка пр.941 «Акула» (ее прочный корпус также сделан из титановых сплавов). Но это уже другая история.

Источник: https://www.drive2.ru/b/457362753368102118/

Как

К 162

49 лет назад, 18 декабря 1970 года атомная подводная лодка К-162 проекта “Анчар” установила мировой рекорд скорости, не побитый до сих пор. На мерной миле субмарина в подводном положении разогналась до 44,7 узла (80,4 км/ч).

“Анчар” был плавучей революцией: первая подлодка с титановым корпусом, первый в мире корабль, способный запускать крылатые ракеты из-под воды, первая субмарина нового класса – охотник за авианосцами.

Удар из глубины

В 50-е годы ВМС США разработали стратегию “реалистичного устрашения”, действующую до сих пор. Упор в ней сделан на авианосные ударные группировки. Если где-то кого-то надо напугать, туда отправляют гигантский авианосец в окружении крейсеров, эсминцев и подлодок.

Выглядит это реалистично.

Ответ Советского Союза был асимметричным: вместо того, чтобы строить гигантские крейсеры для грандиозных морских боев, решили создать небольшие, но очень быстрые и хорошо вооруженные подлодки, способные подобраться к авианосцу и вывести его из строя ракетным залпом.

Новые “реактивные” танки Т-80БВМ опробовали на Северном флоте

Субмарины той поры уже умели стрелять ракетами, но были вынуждены подниматься для этого на поверхность, что никак не годилось для борьбы с АУГ: пока всплывшая подлодка изготовится к стрельбе, ее изрешетят корабли сопровождения. Поэтому одной из первых задач, поставленных разработчикам “Анчара”, было обеспечить старт ракет из-под воды.

В декабре 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление “О создании новой скоростной подводной лодки”. Ее главным конструктором стал академик Николай Исанин, один из самых засекреченных людей своего времени.

В техзадании содержался запрет на использование уже имевшихся технологий и вооружений – все надо было выдумывать “с нуля”.

В К-162 воплощены 398 совершенно новых технических решений: от телеметрии до автоматических систем управления агрегатами.

Цена победы

“Золотой рыбкой” новый корабль прозвали еще на этапе строительства – за высокую стоимость (240 миллионов рублей или один процент тогдашнего бюджета СССР). Не меньшей была и сложность проекта.

Для воплощения задумок Исанина и его помощников пришлось создать новую отрасль в цветной металлургии – до “Анчара” титан в небольших объемах применялся в авиастроении, а здесь понадобились высококачественные отливки весом в десятки тонн.

Из-за иных характеристик материала судостроители вынуждены были пересчитывать прочность конструкций, осваивать новые методы сварки. Все это потом не раз пригодилось, но первым было очень трудно.

Российские и сирийские военные корабли проводят совместные учения

Конструкторы К-162 задумались об эргономике – они тестировали построенные в натуральную величину макеты боевых постов и командных пунктов. 106-метровый корабль высотой с четырехэтажный дом управлялся небольшим штурвалом, похожим на самолетный.

Подводники размещались в комфортабельных каютах с кондиционированным воздухом, камбуз был оборудован для приготовления прохладительных напитков и мороженого. Пожалуй, в большей роскоши жил только экипаж другой легендарной субмарины, АПЛ проекта 941 “Акула”.

На “Анчаре” случались аварии, несмотря на автоматику, корабль был сложным в обслуживании и ремонте. Зато в море “Золотая рыбка” творила чудеса.

Не уйдешь

На скоростные испытания К-162 вышла из Северодвинска в 2.30 – требовался максимальный прилив, чтобы выпустить в море атомоход с восьмиметровой осадкой. Замеры проводились на глубине 100 метров.

Прозвучала команда: “Самый полный вперед”, отщелкнуло реле автопилота и все, кто был в центральном посту, за что-нибудь схватились. Подлодка стремительно набирала скорость.

После 30 узлов шум обтекающей корпус воды перекрыл все остальные звуки, к 40 узлам он превратился в рев.

Рейд по тылам: как танковый корпус Баданова разгромил немецкий аэродромРазговаривать в центральном посту стало невозможно, да и незачем – команда следила лишь за состоянием реактора, глубинометром и лагом. На первом галсе он показал 42 узла при 80 процентах мощности реактора.

Это уже был рекорд – на такой скорости за “Анчаром” не могли угнаться ни эсминец, ни торпеда.

Но экипаж перевел управление в ручной режим, выжал из атомного котла 97 процентов мощности и разогнал К-162 до 44,7 узла.

Через год выдающиеся спринтерские качества “Золотой рыбки” пригодились в боевом походе. К-162 нашла в Атлантике ударный авианосец США Saratoga и несколько дней преследовала его, несмотря на то, что  американский корабль улепетывал на предельной для себя скорости в 30 узлов.

– Преимущество в скорости позволяло занять любую удобную позицию для атаки. Мы могли уничтожить авианосец первым же залпом, – вспоминал командир К-162 Юрий Голубков.

Кстати

В НАТО “Анчар” получил имя Papa. Оно оказалось пророческим – многие технологии, впервые примененные на К-162, затем легли в основу великолепных подводных истребителей – таких, как АПЛ “Лира”, – и ударных ракетоносцев – например, “Антеев”, которые служат до сих пор.

Источник: https://rg.ru/2019/12/18/reg-szfo/kak-zolotaia-rybka-avianosec-ssha-po-okeanu-goniala.html

Рекорд скорости этой подлодки не побит до сих пор.

Мало того, ни одна субмарина в мире даже и не приблизилась к скорости 44,7 узла (около 83 км/ч), как это смогла в 1971 году атомная подводная лодка проекта 661, построенная на “Севмаше” (крупнейшая судоверфь страны в составе Объединенной судостроительной корпорации). Именно тогда дали радиограмму: “Голубая лента скорости” в руках советских подводников”.

“К-162 быстрее всех!” — говорили об этой суперподлодке моряки. Она была чем-то похожа на фюзеляж воздушного лайнера — такая же обтекаемая, серебристая и с хорошо развитыми стабилизаторами. Но главное — она была полностью титановая. И единственная в своем роде.

' Сергей Бобылев/Роман Азанов/ТАСС'

Постановление о ее создании было подписано в декабре 1959 года. В ЦКБ-16 (ныне — СПМБМ “Малахит”) началась работа по проектированию высокоскоростной атомной подлодки (АПЛ) второго поколения с титановым корпусом и крылатыми ракетами, стартующими из-под воды, — проект 661 (шифр “Анчар”, по классификации НАТО получил название Papa).

Началось формирование титановой индустрии в стране. На Севмашпредприятии понимали, что при постройке корпуса лодки из нового материала требовался новый подход. Было приложено много усилий для создания небывалого по тем временам производства.

Строилась лодка в цехе №42, где и сейчас делаются титановые конструкции, но тогда работники здесь обучались абсолютно всему заново. Не все получалось сразу. Титан трудно поддавался сварке, но специалисты предприятия справились с этой задачей.

“И поскольку титан — очень сложный металл, который требует чистоты, определенного подхода и определенных видов сварки, то цех был похож на лабораторию. Он был весь выкрашен в светлые тона.

Люди ходили только в одежде светлого цвета, причем на ноги одевались даже бахилы”, — рассказала ТАСС начальник технического отдела цеха №42 завода “Севмаш” Марина Неклюдова.

Как мне рассказывали ветераны цеха, сам вид титановой лодки был зрелищем непередаваемым. АПЛ вся блестит, переливается. Это вызывало эстетическое наслаждение. Кроме того, лодка получилась красивой за счет обводов.

На Западе титан не пошел, ведь это очень капризный для сварки металл. А наши специалисты и рабочие смогли покорить его.

И до сих пор, спустя полвека, те, кто работает с титаном, являются штучными, уникальными специалистами

Марина Неклюдова

начальник технического отдела цеха №42

В процессе постройки лодки на заводе была масса вопросов. Ответственный сдатчик атомной подлодки К-162 Кузьма Палкин рассказал ТАСС, что с освоением этого металла все решалось на заводе легко, потому что руководство относилось к этому внимательно и все время помогало.

“С главной установкой совсем глуховато было, — вспоминает он. — Корпус уже на стапеле. Вскрыто отверстие для погрузки оборудования… так называемый агрегат №2 поставки Балтийского завода.

Этот агрегат состоит из насоса первого корпуса гидрокамеры, и к камере на отростках приварены парогенераторы. Так должен был поставлять этот завод. Не поставил. Сроки прошли. Поехали разбираться”.

Это был 1966 год.

Полный ход!

В процессе постройки по заказу было много замечаний по легкому корпусу. “Он был слишком легкий. Было ясно, что не очень прочный, может подвести. Личный состав тоже был согласен с нами, — рассказывает ответственный сдатчик К-162. — Мы вышли в море в декабре 1968 года, провели все испытания.

Командир гонял личный состав по своей программе: аварийная тревога, всплытие, погружение, стрельба и так далее. Мы не участвовали. Вдруг прибегает механик и говорит — там комбриг отдал команду “боевая тревога”, готовимся к полному ходу, — а мы этого полного хода боялись из-за легкого корпуса”.

В это время с госкомиссией был главный председатель госкомиссии адмирал Федор Маслов. С ним договорились полный ход делать в последнюю очередь.

Когда достигли 42 узлов (на такой скорости ни одна лодка в мире еще не ходила) — а у нас сверху лежали насосы, и начали перерабатывать какой-то металл… Слышны металлические звуки. Что-то попало там.

Пришлось приостановить полный ход. Когда лодка всплыла, посмотрели на палубу, оказалось, она круглая, а там была палуба горизонтальная.

Все выгнулось из-за того, что внутреннее давление между легким и прочным корпусом выдавило все

Кузьма Палкин

ответственный сдатчик атомной подлодки К-162

Источник: https://tass.ru/armiya-i-opk/7438515

К -162

К 162

«К-162 быстрее всех!» — говорили моряки о сверхскоростной атомной подводной лодке. Конструкторам, работавшим над созданием военной техники в СССР, нередко удавалось создавать образцы, опережавшие мировой уровень. Однако по причинам тотальной секретности о военно-технических рекордах тогда мало кто знал.


7 рекордов подводной лодки К-162

Скорость
18 декабря 1970 года советская атомная многоцелевая подводная лодка проекта 661 «Анчар» К-162 достигла под водой скорости 44,7 узла, что соответствует по сухопутным меркам 82,78 км/час.

Ни до, ни после такой огромной скорости подводные крейсера не показывали. Решение о проектировании этой субмарины было принято в 1959 году.

В западноевропейской части страны были убраны еще не все руины прошедшей войны, даже в крупных городах гужевой транспорт был делом обычным, а на стапелях закладывалась титановая атомная подводная лодка — первая титановая в мире.

Для этой лодки создавались специальные противокорабельные ракеты «Аметист» с подводным стартом, строились особо мощные ядерные реакторы. Многое в новой субмарине было реализовано не только впервые в СССР, но и впервые в мире. Введение в строй К-162, без преувеличения, можно сравнить с запуском первого человека в Космос.

Стоимость

Не так уж и давно была озвучена стоимость проектирования и строительства проекта 661 — 240 миллионов рублей. По тогдашнему официальному курсу чуть больше 200 миллионов долларов. Сущие копейки, если учесть, что сейчас атомные субмарины обходятся в миллиард… долларов. Пятьдесят лет назад и 200 миллионов было дорого. И «Анчар» назвали «золотой рыбкой». Хотя можно сказать, сказочное имя означало: «золотая рыбка» способна выполнить любое желание своей команды.

Возможности

Для этой субмарины задач невыполнимых поистине не существовало. Она могла догнать и преследовать любой военный корабль, а при необходимости его уничтожить. С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. Во время этого похода советская субмарина буквально приклеилась к авианосцу США «Саратога». Несмотря на то, что американский корабль развивал и долгое время удерживал скорость 30 узлов, оторваться он так и не смог. Как вспоминал тогдашний командир АПЛ Юрий Голубков, он ощутил реальную возможность занять любую нужную позицию относительно авианосца и уничтожить его первым залпом. Был случай, когда К-162 отрабатывала учебные задачи в Баренцевом море, почти там же, где десятилетия спустя погиб «Курск». Экипаж лодки зафиксировал, что ее преследует чужая субмарина. Благодаря высокой скорости и маневренным характеристикам, К-162 сама вышла в хвост вражеской подлодки и держала ее под прицелом, пока та не скрылась в нейтральных водах.

Характеристики

Основные характеристики К-162: наибольшая длина — 106,9 м, наибольшая ширина по стабилизаторам — 16,7 м, нормальное водоизмещение — 5200 тонн, скорость длительного полного подводного хода — 37-38 узлов, глубина погружения (предельная/рабочая) — 550/400 м, автономность — 70 суток, экипаж — 82 человека, вооружение — 10 ПУ ракет П-120 «Аметист» (размещены в носовой части подводной лодки побортно вне прочного корпуса наклонно к горизонту), 4 торпедных аппарата калибра 533 мм при общем количестве принимаемых торпед 12 (из них 8 запасных). Торпедные аппараты обеспечивали беспузырную стрельбу торпедами с глубин погружения подводной лодки до 200 м.

Уникальность

«Золотая рыбка» так и осталась единственной в своем роде. И не только потому, что была слишком дорогой — многие ее тактико-технические характеристики перестали отвечать требованиям времени. Но на ней отработали очень многие ноу-хау, которые потом в значительно улучшенном виде удалось реализовать на других проектах атомных субмарин — многоцелевых и стратегических. В конце 1970-х годов в строй ВМФ вошли, наверное, самые уникальные из серийных атомных подлодок в мире. Это многоцелевые субмарины проекта 705 «Лира», по классификации НАТО — «Альфа». Лодки отличались малыми размерами, очень высокой степенью автоматизации, были сверхманевренными и сверхскоростными. Подводная скорость равнялась 41 узлу, что ненамного уступало рекордной, показанной лодкой проекта «Анчар». По мнению западных специалистов-подводников, увернуться от атаки «Лиры» было практически невозможно, а ее саму поразить было чрезвычайно трудно даже управляемыми торпедами — маневренность «Лир» была выше, и лодка легко уходила от выпущенных по ней торпед. К сожалению, и эти прекрасные лодки развития не получили и в 1990-е годы были полностью списаны из состава подводных сил ВМФ. В мае 1983 года в Северодвинске спустили на воду глубоководную атомную подводную лодку проекта 685 «Плавник» К-278. Она вошла в историю под именем «Комсомолец» как лодка, погибшая из-за пожара на борту. К-162 тоже осталась единственной в своем роде. На ней так и не удалось толком отработать технические новинки, многие из которых были революционными. Она слишком мало находилась в строю, а в 1990-е годы подводный флот России едва не прекратил свое существование. Тем не менее, два рекорда К-162 остались непревзойденными.

Глубина

4 августа 1985 года «Комсомолец» погрузился на глубину 1027 метров. Это абсолютный рекорд для подводных лодок. При всплытии на глубине 800 метров был произведен торпедный залп. Никогда еще с такой глубины торпедами не стреляли. Была подтверждена неуязвимость проекта К-162. На глубине 800 метров эту субмарину можно поразить только ядерным зарядом, а она могла ударить торпедой по любому надводному и подводному кораблю. Увы, как казалось, непотопляемая титановая подводная лодка затонула 7 апреля 1989 года в Норвежском море после пожара, случившегося на борту по так и не выясненной причине.
Неповторимая «Акула» В конце 1970-х в состав ВМФ СССР стали вводить атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Это были самые большие подводные лодки в мире. Подводное водоизмещение равнялось 48 тысяч тонн. Для сравнения, американская «Огайо» имела подводное водоизмещение 18,7 тысячи тонн. «Акулы» оказались также единственными в мире лодками катамаранного типа — они имели два независимых друг от друга прочных корпуса, между которыми находились пусковые установки. Такая конструкция значительно повышала живучесть подводного крейсера. Однако это не спасло проект 941. После развала СССР, по требованию США все крейсера были разоружены, их стратегические ракеты физически уничтожены, технология производства и технологические линии были также ликвидированы. В настоящее время идет утилизация корпусов еще оставшихся на плаву гигантских субмарин — очень ярких символов мощи стратегического подводного флота СССР.
История службы
27 января 1965 года. Вторично зачислена в списки кораблей ВМФ как КрПЛ К-162. Осень 1965 года. Сформирован первый экипаж.

31 декабря 1969 года. Вступила в строй.

9 января 1970 года. Вошла в состав Краснознаменного Северного флота.
14 декабря 1970 года. Прибыла к постоянному месту базирования в Западную Лицу.
18 декабря 1970 года. Состоялись испытания, в ходе которых был установлен мировой рекорд скорости под водой. Председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Владимир Петрович Маслов, главный конструктор Николай Федосеевич Шульженко и ответственный сдатчик Кузьма Михайлович Палкин согласовали маневр — развитие максимально возможного хода. Но для этого пришлось заблокировать аварийную защиту турбин и перейти на ручное управление главным турбозубчатым агрегатом (ГТЗА). На пост управления турбинами заступил инженер изготовителя турбин Кировского завода Александр Скворцов. При мощности реакторов 97 % была достигнута скорость 44,7 узла (82,78 км/час) на глубине погружения 100 м.
29 декабря 1970 года. Зачислена в состав 11-й ДиПЛ 1-й ФлПЛ КСФ с базированием на Западную Лицу.
30 марта 1971 года. Кораблю была поставлена задача — выйти на Мотовскую мерную линию и зафиксировать максимальную скорость не только по собственным (корабельным) приборам, но и по наблюдению гидрографических судов. Это событие должно было состояться в день и час открытия XXIV съезда КПСС, в адрес которого предполагалось отправить с моря донесение о мировом рекорде скорости. К сожалению, из-за штормовой погоды гидрографические суда не смогли выйти в море. А когда шторм утих, решение о донесении в адрес съезда было отменено. Старший на борту — председатель комиссии опытной эксплуатации заместитель командира 11-й ДиПЛ ПЛ капитан 1 ранга Эрнест Бульон разрешил развить ход при 100 % мощности реакторов. Был сделаны 2 галса, достигнута скорость 44,85 узла (83,06 км/час), а на третьем галсе не справились с управлением турбинами. Старший на борту принял решение прекратить рискованный режим движения. Таким образом, в официальных документах остался мировой рекорд скорости подводного плавания — 44,7 узла.
25 сентября — 4 декабря 1971 года. Совершила дальний поход на полную автономность в Атлантический океан (от Гренландского моря до Бразильской впадины), где продемонстрировала высокие скоростные качества, преследуя ударный авианосец США «Саратога». Во время похода на борту находилось 129 человек (вместо 83 по штату). За два с половиной месяца лодка всплывала на поверхность всего один раз.
24 октября 1972 года — 6 января 1975 года. Находилась в среднем ремонте на заводе «Севмаш» в Северодвинске.
15 января 1978 года. Присвоен новый тактический номер — К-222.
Июнь 1984 года. Перечислена в состав 50-й ДиПЛ 9-й ЭПЛ с базированием на Ура-губу, посёлок Видяево.
Декабрь 1984 года. Выведена из эксплуатации. Поставлена на прикол в Северодвинске.
14 марта 1989 года. Исключена из состава ВМФ.
7 ноября 1999 года. Спущен флаг ВМФ. Корабль передан гражданскому экипажу предприятия «Севмаш».
Последние 20 лет
С 1988 года лодка находится в резерве, на хранении на морской базе в Северодвинске. В 2008 году начат демонтаж К-222 на «Севмаше». 23 июля 2008 года лодка переведена с ПО «Севмаш» к причалу центра судоремонта «Звёздочка» для дальнейшей утилизации. 2010 год сентябрь — октябрь: утилизирована на ОАО «ЦС „Звездочка“», трехотсечный блок находится на плаву неподалеку от причала № 27 (г. Северодвинск).

Источник: https://back-in-ussr.com/2014/08/k-162-zolotaya-rybka-ubiyca-avianoscev-video.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть