Группы лиц

Понятие группы лиц в Российском антимонопольном законодательстве

Группы лиц

“Право и экономика”, 2008, N 11

Понятие группы лиц является одним из основных в корпоративном законодательстве. От определения данного понятия зависят решение вопросов получения согласия антимонопольных органов на совершение конкретных сделок согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г.

N 135-ФЗ “О защите конкуренции” (далее – Закон), получение согласия на совершение сделок согласно Федеральному закону от 29 апреля 2008 г.

N 57-ФЗ “О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства”, определение понятия аффилированного лица, поскольку согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г.

N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках” (далее – Закон о конкуренции) среди прочих аффилированных лиц, перечисленных в Законе о конкуренции, аффилированными являются лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо.

От понятия аффилированных лиц зависит решение вопросов об одобрении сделок с заинтересованностью, поскольку в ст. 81 Федерального закона от 26 декабря 1995 г.

N 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее – Закон об акционерных обществах) признание лица заинтересованным в совершении сделки поставлено в зависимость от соответствия аффилированных лиц такого лица перечисленным в ст.

81 Закона об акционерных обществах признакам заинтересованного лица. Статья 84.1 Закона об акционерных обществах требует от лица, направляющего добровольное предложение, учитывать акции, принадлежащие аффилированным лицам такого лица. Согласно ст. 84.

2 Закона об акционерных обществах обязательное предложение подлежит направлению лицом, приобретшим более 30% акций открытого общества с учетом акций, принадлежащих такому приобретателю и его аффилированным лицам.

Согласно ч. 1 ст. 9 Закона группой лиц признаются, во-первых, лица, входящие в группу по любому из указанных в п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона оснований. Во-вторых, на основании п. 14 ч. 1 ст.

9 Закона в группу лиц входят лица, каждое из которых по какому-либо указанному в п. п. 1 – 13 ч. 1 ст.

9 Закона основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному в п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию.

На рис. 1 приведен пример группы лиц.

—————¬ —————¬ —————¬¦ Лицо А +—>¦ Лицо Г +—-+ Лицо Ж ¦L——-T——- L————— L————— ¦ /—————¬¦ Лицо Б ¦L——-T——- ¦ /—————¬ —————¬ —————¬¦ Лицо В +—>¦ Лицо Д +—-+ Лицо Е ¦

L————— L————— L—————

Рис. 1

Лицо А владеет в лице Б 100% , лицо А владеет в лице Г 100% , лицо Б владеет в лице В 100% , лицо В владеет в лице Д 100% , в лице Г и лице Ж функции единоличного исполнительного органа выполняет одно и то же лицо, в лице Д и лице Е функции единоличного исполнительного органа выполняет одно и то же лицо.

Таким образом, исходя из ч. 1 ст. 9 Закона, три категории лиц составляют понятие группы лиц:

I категория – лица, которые напрямую связаны между собой по признакам п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона. В этом случае применительно к лицу Б образуются группа лиц А и Б и группа лиц Б и В;

II категория – лица, каждое из которых по какому-либо указанному в п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию входит в группу с одним и тем же лицом. В этом случае применительно к лицу Б данную категорию лиц составляют лица А и В.

Лицо А и лицо В не образуют группу лиц по признакам п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона, но, поскольку каждое из этих лиц составляет группу лиц с Б по признакам п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона, лица А и В входят в группу лиц Б по признаку п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона.

Если норму п. 14 ч. 1 ст.

9 Закона условно разделить на две части, где вторая часть начинается словами “а также другие лица”, то данные лица А и В определены словами “лица, каждое из которых” в первой части нормы и словами “с каждым из таких лиц” во второй части нормы;

III категория – лица, которые входят с каждым из лиц, определенных словами “лица, каждое из которых” в первой части нормы п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона и словами “с каждым из таких лиц” во второй части этой нормы, в одну группу по какому-либо указанному в п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона основанию.

Данная категория лиц определена в п. 14 ч. 1 ст. 9 Закона словами “другие лица”. В этом случае применительно к лицу Б данную категорию лиц составляют лица Г и Д. Лицо Б образует группу лиц с лицами Г и Д, так как лица Г и Д входят с лицами А и В (“с каждым из таких лиц”) в группу лиц по признакам п. п. 1 – 13 ч.

1 ст. 9 Закона. В данном случае слова “с каждым из таких лиц” трактуются с любым из лиц А и В. При буквальном понимании выражения “с каждым из таких лиц” условием вхождения лиц Г и Д в группу лиц Б является образование каждым из лиц Г и Д группы лиц с каждым из лиц А и В по какому-либо указанному в п. п. 1 – 13 ч.

1 ст. 9 Закона основанию.

https://www.youtube.com/watch?v=diCBGyYrd6o\u0026list=PLyoNKcoadG9KL7Urz-GPqJoR7QihpfHXV

Таким образом, при образовании лицами Г и Д группы лиц с лицами Е и Ж, которые не входят в группу лиц с лицом Б по признакам п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона, а также не образуют группу лиц с лицами А и В по признакам п. п. 1 – 13 ч. 1 ст. 9 Закона, лица Е и Ж, согласно ч. 1 ст. 9 Закона, не образуют группу лиц с лицом Б.

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г.

N 30 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства” (далее – Постановление) лица Е и Ж входят в группу лиц Б в ситуации, когда лица Е и Ж являются хозяйственными обществами (товариществами) и лица Г и Д совместно с лицами, входящими в группу лиц Б, имеют в совокупности более чем 50% общего числа , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале лиц Е и Ж.

В приведенном примере лица Е и Ж входят в группу лиц Б только по признаку, приведенному в п. 3 Постановления, если при совместном участии лиц А, Б, В, Г, Д в лицах Е и Ж никто из лиц А, Б, В в отдельности не владеет более 50% в лицах Е и Ж.

Разъяснение, приведенное в п. 3 Постановления, означает, что лица, которые образуют группу с лицами, составляющими третью категорию лиц, составляющих группу конкретного лица, входят в группу лиц этого конкретного лица при соблюдении условий п. 3 Постановления.

Соответственно, лица составляющие группу лиц с лицами, входящими в группу лиц конкретного лица и не составляющие группу лиц с иными лицами группы лиц конкретного лица по основаниям п. п. 1 – 13 ч. 1 ст.

9 Закона, независимо от оснований вхождения в группу лиц с лицами не входят в группу лиц данного лица.

На рис. 2 схематично проиллюстрирован приведенный вывод.

—————¬ —————¬ —————¬ —————¬¦ Иное лицо +->¦ Лицо X +->¦ Лицо Y +->¦ Лицо Z ¦

L————— L————— L————— L—————

Рис. 2

В российской холдинговой компании (лицо Z) 100% принадлежат другому юридическому лицу (лицо Y), которое, в свою очередь, принадлежит на 100% третьему юридическому лицу (лицо X), в котором иное лицо владеет 100% . Согласно изложенному лицо Z образует одну группу лиц с лицами Y и X, иное лицо, владеющее 100% в лице X, не входит в одну группу лиц с лицом Z.

А.А.Кукушкин

К. ю. н.,

специалист корпоративного права

и административного права,

юрист

Представительства компании

НАФТА МОСКВА (КИПР) ЛИМИТЕД

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/41376-ponyatie-gruppy-rossijskom-antimonopolnom-zakonodatelstve

Группа лиц. Основания и порядок образования группы лиц в конкурентном праве

Группы лиц

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо,

если такое физическое лицо или такое юридическое лицо:

·

· имеет в силу своего участия либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале;

· осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

· на основании учредительных документов или заключенного договора вправе давать обязательные для исполнения указания;

· если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган;

· если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

3) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

4) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных выше признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных выше признаку;

5) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных выше признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

Антимонопольный орган как субъект конкурентного права

Правовой статус антимонопольного органа

В составе органов исполнительной власти есть специализированные органы, в компетенцию которых входят те или иные вопросы регулирования отдельных сфер отношений, связанных с конкуренцией и монополий, в том числе

https://www.youtube.com/watch?v=LRslqvmFAlc\u0026list=PLyoNKcoadG9KL7Urz-GPqJoR7QihpfHXV

Антимонопольный орган как федеральный контрольно-надзорный орган исполнительной власти соединяет в себе все направления реализации конкурентной политики в пределах предоставленных полномочий, непосредственно осуществляя конкурентное регулирование и контроль, а также взаимодействуя с другими уполномоченными органами власти.

В настоящее время антимонопольным органом России является Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС России).

·

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции

1. по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы,

2. по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также

3. по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (

Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность

·

· непосредственно и

· через свои территориальные органы

во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 751;

Источник: https://studopedia.net/7_40759_gruppa-lits-osnovaniya-i-poryadok-obrazovaniya-gruppi-lits-v-konkurentnom-prave.html

16.Группа лиц. Основания и порядок образования группы лиц в конкурентном праве

Группы лиц

Вантимонопольном законодательствеРоссийской Федерации суть понятия «группалиц»не раскрывается. Оно включает исчерпывающийперечень условий, необходимых дляотнесения тех или иных юридических и(или) физических лиц к группе лиц.

Ст.9 Федеральногозакона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защитеконкуренции” перечисляет совокупностьпризнаков, определяющих группу лиц вконкурентном праве.

Группойлиц признаетсясовокупность физических лиц и (или)юридических лиц, соответствующих одномуили нескольким признакам из следующихпризнаков:

1)хозяйственное общество (товарищество,хозяйственное партнерство) и физическоелицо или юридическое лицо,

еслитакое физическое лицо или такоеюридическое лицо:

    • имеет в силу своего участия либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале;
    • осуществляет функции единоличного исполнительного органа;
    • на основании учредительных документов или заключенного договора вправе давать обязательные для исполнения указания;
    • если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган;
    • если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета);

2)хозяйственное общество (товарищество,хозяйственное партнерство),в котором более чем 50% количественногосостава коллегиального исполнительногооргана и (или) совета директоров(наблюдательного совета, совета фонда)составляют одни и те же физические лица;

3)физическое лицо, его супруг, родители(в том числе усыновители), дети (в томчисле усыновленные), полнородные инеполнородные братья и сестры;

4)лица, каждое из которых по какому-либоиз указанных выше признаку входит вгруппу с одним и тем же лицом, а такжедругие лица, входящие с любым из такихлиц в группу по какому-либо из указанныхвыше признаку;

5)хозяйственное общество (товарищество,хозяйственное партнерство), физическиелица и (или) юридические лица, которыепо какому-либо из указанных выше признаковвходят в группу лиц, если такие лица всилу своего совместного участия в этомхозяйственном обществе (товариществе,хозяйственном партнерстве) или всоответствии с полномочиями, полученнымиот других лиц, имеют более чем 50% общегоколичества , приходящихся наголосующие акции (доли) в уставном(складочном) капитале этого хозяйственногообщества (товарищества, хозяйственногопартнерства).

17.Органы государственной и муниципальной власти как участники отношений в сфере конкуренции

Установлениеоснов конкурентного регулированиянаходится в ведении федеральной власти,т.е. законодательное регулированиеотношений конкуренции и монополииосуществляется преимущественноФедеральным Собранием РоссийскойФедерации – парламентом России (п. “ж”ст. 71 Конституции РФ).

Для реализациизаконодательной политики ФедеральнымСобранием в составе ГосударственнойДумы и Совета Федерации действуютспециальные комитеты и комиссии,ответственные за ту или иную сферуобщественных отношений. Вопросырегулирования конкурентных отношенийрассматриваются в отраслевых имежотраслевых комитетах и комиссияхГосударственной Думы и Совета Федерации.

Можно выделить несколько комитетов икомиссий, ориентированных именно нарассмотрение вопросов конкурентныхотношений в целом.

ВГосударственной Думе общие вопросырегулирования конкурентных отношенийотносятся к ведению КомитетаГосударственной Думы по экономическойполитике, предпринимательству и туризму.

Вопросы правового регулированияестественных монополий рассматриваютсяв КомитетеГосударственной Думы по энергетике,транспорту и связи.

В случае разработки специальныхконкурентных механизмов в отдельныххозяйственных отраслях такие вопросымогут рассматриваться вспециальных отраслевых комитетах Думы.

Например,вопросы разработки и установленияантимонопольных требований в сфереиспользования лесных, водных ресурсов,недр при подготовке к принятиюсоответствующих законодательных актов- Лесного кодекса, Водного кодекса,проекта Закона о недрах – рассматривалисьв Комитете Государственной Думы поприродным ресурсам и природопользованию,и т.д.

Аналогичнаяситуация наблюдается и в распределенииполномочий по рассмотрению вопросовзаконодательного регулированияконкуренции и монополии между комитетамии комиссиями Совета Федерации.

К основнымкомитетам, ответственным за предварительноерассмотрение в данной сфере, следуетотнести КомитетСовета Федерации по экономическойполитике, предпринимательству исобственности,а также КомиссиюСовета Федерации по естественныммонополиям.

Помимодеятельности комитетов и комиссий длярешения вопросов конкурентногорегулирования, относящихся к компетенциизаконодательной власти – ФедеральногоСобрания, используются и все остальныеформы, находящиеся в ее распоряжении:проводятся парламентские слушания,круглые столы, принимаются законы,формулируются депутатские запросы висполнительные и правоохранительныеорганы, ответственные за регулированиеи/или контроль и надзор в сфере конкуренциии монополии.

Особоследует отметить деятельность специальныхорганов парламентского контроля, вчастности Счетнойпалаты Российской Федерации,которая в соответствии с Законом оСчетной палате и Бюджетным кодексом РФявляется парламентским органомфинансового контроля.

Счетная палататакже осуществляет контроль в сферезаконности размещения государственныхи муниципальных заказов.

В ходе проверокСчетная палата может выявлять нарушенияантимонопольного законодательства изаконодательства о размещении заказовв части ограничения конкуренции припроведении процедур размещения заказови нарушения порядка таких процедур.

Счетная палата, не обладая властнымиполномочиями по пресечению незаконныхдействий и применению мер ответственностик нарушителям в данной области, тем неменее уполномочена передавать результатыпроверок, свидетельствующие о такихнарушениях, в правоохранительные органы,а также уполномоченные органы в сфереконтроля законодательства о размещениизаказов, в частности в антимонопольныйорган.

Законодательныеи представительные органы регионов имуниципалитетов немогут создавать какие-либо механизмыв сфере регулирования конкуренции имонополий, их нормы могут лишь реализовыватьзаконодательные положения в даннойсфере, определенные на федеральномуровне, например в сфере регулированияестественных монополий.

Кроме того,законодательство регионов и муниципалитетовпри регулировании экономическихотношений должно соответствоватьтребованиям федерального законодательствао конкуренции и монополии, в противномслучае необходимо задействоватьконтрольные механизмы, предусмотренныеантимонопольным законодательством,направленные на отмену незаконныхзаконодательных актов субъектовРоссийской Федерации и актов органовместного самоуправления.

Источник: https://studfile.net/preview/6702629/page:12/

Правовое регулирование группы лиц Цели правового регулирования группы лиц

Группы лиц

Определяя цели правового регулирования группы лиц, К.Ю. Тотьев пишет: “При определении правового статуса группы лиц законодатель обоснованно игнорирует форму юридического лица для того, чтобы правоприменитель мог определить носителей реальной экономической власти на рынке и эффективно воздействовать на их деятельность….

При этом особенность антимонопольного законодательства заключается в том, что содержащиеся в нем положения позволяют игнорировать “оболочку” юридического лица в публично-правовых отношениях, складывающихся по поводу исполнения предписаний антимонопольных органов и пресечения нарушений правил о добросовестной конкуренции”*(961).

Понятие “группа лиц”

В научной доктрине группой лиц признается “некоторая конгломерация юридически самостоятельных субъектов, взаимосвязанных отношениями экономической (управленческой) зависимости”*(962). С.А.

Паращук определяет группу лиц как совокупность юридических и физических лиц, которые в результате определенных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый субъект рынка*(963). К.Ю.

Тотьев пишет: “Для целей применения антимонопольного законодательства группа лиц выступает как единый хозяйствующий субъект – организация, занимающаяся предпринимательской деятельностью.

Формально независимые юридические и (или) физические лица, выступающие участниками группы лиц, являются составными частями этой общей структуры, управляются из единого центра и осуществляют предпринимательскую деятельность для удовлетворения интересов группы лиц. Поэтому зависимые участники группы лиц не свободны в определении своего поведения на рынке, поскольку действуют под контролем другого субъекта”*(964).

Понятие группы лиц имеет толкование и в судебной практике. Так, ФАС Северо-Западного округа следующим образом толковал сущность группы лиц: по смыслу положений ст.

9 Закона о защите конкуренции с позиций антимонопольного законодательства группа лиц рассматривается как один хозяйствующий субъект, действующий в едином экономическом интересе.

Для группы лиц устанавливается правовой режим единого хозяйствующего субъекта, деятельность которого не запрещена как монополистическое соглашение. При этом лица, входящие в состав группы, между собой не конкурируют.

По мнению суда, отсутствие конкуренции внутри группы напрямую следует из п. 17 ст. 4 Закона о защите конкуренции, где указано, что признаком ограничения конкуренции является сокращение на товарном рынке хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу*(965).

Таким образом, группа лиц рассматривается в законодательстве и судебной практике как устойчивое экономическое образование, единый хозяйствующий субъект.

В Законе о защите конкуренции 2006 г., как и в Законе РСФСР о конкуренции 1991 г., отсутствует определение группы лиц. Группа лиц квалифицируется наличием определенных признаков экономической зависимости, позволяющих относить двух и более лиц к группе лиц.

Основания признания хозяйствующих субъектов группой лиц перечислены в п. 1-9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким из следующих признаков:

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство)*(966) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц*(967), более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания*(968);

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в п. 1-7 признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в п. 1-7 признаку;

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в п.

1-8 признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем 50% общего количества , приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

В Законе о защите конкуренции 2006 г. приведен закрытый перечень оснований отнесения субъектов к группе лиц. При этом положение, содержащееся в п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, значительно расширяет состав группы лиц, по сути, образуя новую “большую” группу лиц на пересечении двух групп лиц.

Нечеткость формулировки п. 8 ч. 1 ст. 9 (ранее – п. 14 ч. 1 ст. 9) Закона о защите конкуренции отмечается многими специалистами*(969). ФАС представила несколько разъяснений по применению приведенных положений.

По мнению ФАС России*(970), в состав группы хозяйствующего субъекта должны быть включены как юридические и физические лица, которые участвуют в хозяйствующем субъекте, так и лица, в которых участвует хозяйствующий субъект. Для признания группой лиц в отношении каждого лица необходимо устанавливать наличие связей с другими лицами, перечисленных в п. 1-7 ч. 1 ст. 9 закона.

Группа лиц будет заканчиваться на лице, которое само по основаниям, предусмотренным п. 1-7, не составляет группу лиц с иными лицами. Таким образом, к одной группе лиц относятся лица, имеющие между собой отношения (хотя бы одного вида), перечисленные в п. 1-7 ч. 1 ст. 9 закона. В п. 8 ч. 1 ст.

9 Закона о защите конкуренции содержатся положения о том, как из лиц, связанных по основаниям, перечисленным в пунктах 1-7 указанной статьи, образуется группа. Также в соответствии с вышеназванным пунктом в группу лиц включаются участники других групп лиц, связанных через какое-либо общее лицо.

В письме от 20 марта 2008 г. “О разъяснении применения антимонопольного законодательства”*(971) ФАС России представила разъяснения применительно к участию в группе лиц физического лица: если в группу лиц юридического лица входит физическое лицо, то родственники, входящие с этим лицом в одну группу лиц по основанию, указанному в п. 7 ч.

1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, не будут входить с указанным юридическим лицом в группу лиц по основанию, указанному в п. 8 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, при условии, если эти родственники не составляют группу лиц с другим юридическим лицом по какому-либо из оснований, указанному в п. 1-6 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Указанный подход представляется адекватным, поскольку цели антимонопольного регулирования будут достигнуты, если в группу лиц будут включены только родственники физических лиц, составляющие группу лиц с другим юридическим лицом, входящим в одну из пересекающихся групп по какому-либо из оснований, указанному в п. 1-6 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Действительно, относить к группе лиц всех родственников физических лиц, входящих в составы “пересекающихся” групп лиц, с точки зрения целей антимонопольного регулирования является избыточным. Заметим, что ФАС России использует приведенный подход при контроле за экономической концентрацией. Так, в соответствии с пп. 9 приложения к приказу ФАС России от 20 ноября 2006 г.

N 293 “Об утверждении формы представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц”*(972) супруги, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры физических лиц, входящих в группу лиц, указываются в перечне лиц, входящих в одну группу, в случае если они признаются группой лиц по основаниям с кодами 1, 2, 3, 5, 6 с хозяйственным обществом (товариществом). Если близкие родственники физического лица, входящего в группу лиц юридического лица, входят в группу лиц по какому-либо из перечисленных оснований с хозяйственным обществом, входящим в такую группу лиц юридического лица, только в этом случае они подлежат включению в группу лиц такого юридического лица, а не в силу родственных связей с физическим лицом, входящим в его группу лиц.

Заметим, что по пути ограничения списка физических лиц, входящих в группу, пошел и Центральный банк РФ, предусмотревший в Положении о порядке учета и представления информации об аффилированных лицах кредитных организаций*(973), что физическое лицо, включаемое в группу лиц по критерию родства с другим физическим лицом, входящим в одну группу лиц с кредитной организацией, включается в список аффилированных лиц этой кредитной организации при условии, что в отношении данного физического лица или его родственника, перечисленного в п. 13 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции, выполняется хотя бы одно из условий отнесения к группе лиц с хозяйственным обществом (товариществом), перечисленных в п. 1, 2, 3, 5, 6, 9 ч. 1 ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Источник: https://studopedia.ru/7_158070_pravovoe-regulirovanie-gruppi-lits-tseli-pravovogo-regulirovaniya-gruppi-lits.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть